Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Сокрытое: шедевры, написанные поверх других изображений

Если посмотреть на картину через рентген, иногда можно увидеть много интересного. Бывшая девушка, кувшинки, комнатная собачка и домашний единорог — всё это нашли учёные под известными шедеврами.

Время чтения: 2 минуты

А был ли единорог?

Р. Санти «Дама с единорогом», 1506 г.
«Дама с единорогом» — одно из самых известных произведений Рафаэля. Итальянский живописец создал его в начале XVI века. Но полотно стало не таким, каким его написал художник, что выяснилось во время реставрации в середине XX века.
Выяснилось, что Рафаэль написал только фон и неизвестную даму. Затем в разное время картину «доработали» другие художники. Добавились детали: сначала колонны и собачка, затем кто-то превратил её в единорога, поверх которого ещё один мастер написал пальмовую ветвь и колесо, символизирующие мученичество, а также плащ. Так на полотне и появилась святая Екатерина Александрийская.
В эпоху Возрождения у обоих животных было своё значение: собака символизировала супружескую верность, а единорог — девственную чистоту.
Ваш курс, чтобы разобраться в техниках, видах и жанрах живописи и научиться анализировать шедевры как профессионал: 

«Чёрный квадрат» и другие фигуры

К. Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 г.
Икона беспредметной живописи, «Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича провисел в Третьяковской галерее почти 100 лет. Со временем главный символ русского авангарда покрылся трещинами — кракелюрами. Через них можно было разглядеть фрагменты предыдущей картины.
В 2015 году полотно посмотрели через рентген. Оказалось, что под чёрной краской спрятались сразу две геометрические композиции. Самая ранняя была выполнена в манере кубофутуризма, а вторая — протосупрематизма.
Перекрывая композицию новым слоем, художник фактически уничтожал её. Это метафора рождения супрематизма через «смерть» старых направлений. «Считая Кубофутуризм выполнившим свои задания — я перехожу к Супрематизму — к новому живописному реализму, беспредметному творчеству», — писал Малевич.
Рентген помог обнаружить текст, оставленный художником. Оказалось, что под «Чёрным квадратом» скрывается надпись: «Битва негров в тёмной пещере». Фраза была написана рукой Малевича. Она перекликается с названием произведения Альфонса Алле «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью». Эпатажная работа Алле была создана ещё в 1882 году и изображала чёрный прямоугольник. После того как нашли надпись, «Квадрат» пришлось перевернуть: оказалось, что всё это время он висел вверх ногами.

Портрет (бывшей) девушки Модильяни

Амедео Модильяни встретил поэтессу, критика и светскую львицу Беатрис Гастингс в Париже. Она стала его музой и любовницей. Их роман был страстным, но коротким. А ещё — очень плодотворным для Модильяни. За два года он создал несколько десятков портретов Беатрис.
В конце 1916 года Беатрис бросила художника, а в 1917 он написал изобразил неизвестную девушку прямо поверх портрета бывшей возлюбленной. Вероятно, художник хотел отомстить своей экс — хотя бы через искусство.

Женщины Рембрандта

Рембрандт «Даная», 1936 г.
Рембрандт начал работать над «Данаей» через два года после свадьбы с Саскией. Живописец обожал свою молодую жену, а она часто позировала для его работ. Полотно было написано не для продажи и находилось в доме Рембрандта. Поэтому совершенно неясно, почему Даная так не похожа на Саскию, чего не сказать о других картинах этого периода.
Благодаря рентгену удалось установить, что первоначально художник изобразил Данаю с лицом жены. В 1642 году Саския умерла, а Рембрандт переписал картину. Героиня стала напоминать его новую возлюбленную Гертье Диркс — няню сына художника Титуса.

Глицинии вместо кувшинок

К. Моне «Глициния», 1925 г.
Во время Второй мировой войны немецкий снаряд взорвался рядом с мастерской Клода Моне в Живерни и повредил картину «Глициния». Осколки стекла оставили на полотне царапины.
Во время реставрации на картине стали проявляться неожиданные цветовые сочетания. Рентген показал, что листья глицинии скрывают под собой овальные кувшинки — наподобие тех, что художник часто писал в последние десятилетия своей жизни.
Эта картина была написана между 1917 и 1920 годами, когда Моне был известным и богатым художником. Поэтому заподозрить импрессиониста в том, что он дважды использовал холст из экономии, сложно. Скорее всего, это был творческий эксперимент, а спрятанные кувшинки стали последними из всех, что создал Моне.

Нравится читать об искусстве? Ещё больше интересного в нашей статье:
Разбор картины «Крик» Мунка
Почему искусство не должно отражать лишь красоту? Об этом и многом другом слушайте подкаст нашего проекта:

Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО