Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как нас травмировало постсоветское воспитание?


Мы до сих пор испытываем на себе сильное влияние Советского Союза и последствий его распада. Поколение людей, родившихся в 80-е и 90-е, росло в ситуации нестабильности, экономического кризиса и перестройки. При этом оно в основном формировалось в те годы, когда начал активно развиваться интернет, а путешествия за границу перестали быть чем-то невероятным.


С другой стороны, на это поколение повлияли советские методы воспитания, установки родителей, бабушек и дедушек, которые росли в совершенно иную эпоху. С последствиями этих методов и установок многие из нас разбираются до сих пор.

Давайте посмотрим, как на нас повлияло постсоветское воспитание и почему оно оказалось во многом травмирующим. 

Автор: София Мордвинкина

«Однополые» семьи


Ребенок, растущий без отца, – довольно распространенная ситуация в нашей стране. В таком случае, как правило, он воспитывается мамой и бабушкой – это и есть наша стандартная «однополая» семья. Такой опыт неизбежно накладывает свой отпечаток.

Во-первых, из-за отсутствия мужской роли в семье у мальчиков не формируется модель взрослого мужского поведения. В таких случаях мальчики занимают в семье позицию взрослого мужчины, и тут есть два пути: либо формируется гиперответственность, либо, наоборот, безответственность из-за сильной опеки мамы и бабушки. У девочки при этом не складывается понимание партнерских отношений, что влияет на построение отношений во взрослой жизни.

Во-вторых, ребенок в такой семье не видит сбалансированного воспитания. Ведь он видит цикличность давления членов семьи друг на друга: бабушка управляет мамой, мама – ребенком, а ребенок часто манипулирует бабушкой. Получается деструктивный цикл, когда оба «родителя» не находятся в гармоничных отношениях и когда нет единой позиции насчет воспитания. Вместо этого ребенок усваивает установку, что давление и манипуляции в семье – это нормально. 


Отсутствие похвалы


Мало кто в Советском Союзе слышал о «положительном подкреплении» поведения и «мотивации на успех», поэтому подзатыльники и оскорбления были лучшими методами для мотивации к учебе и любой другой деятельности.

Стратегия воспитания только кнутом и без пряника позволяет лишь приучить делать всё «через не хочу» и не дает прислушиваться к собственным желаниям.

Существуют два основных вида внутренней мотивации человека: мотивация на успех и мотивация на избегание неудач. В чем разница? Когда человек замотивирован на успех, он не обращает внимание на неудачи по пути, ведь самое важное – достичь свою цель. Например, тройка по русскому языку в дневнике никак не влияет на успешность, если ребенок – прирожденный математик.

Когда же человек нацелен на избегание неудач, то конечная цель для него не важна, важно в принципе не совершать ошибок. В таком случае для человека не так важно найти себя и свое призвание, важно лишь не получить тройку по какому-либо предмету. Это также называют «синдромом отличника». К сожалению, многие из нас живут именно по второму принципу.


Важность чужого мнения


В советскую эпоху зависимость от мнения окружающих была крайне высока, ведь жизнь каждого члена общества была подчинена решениям на разных коллективных собраниях, от которых зависела даже работа. Поэтому выбор того, как жить, где жить и где работать, зависел от мнения общества, а не от собственных желаний.

И вроде бы традиция собраний уже ушла в прошлое, тем не менее в детстве (и даже сегодня) мы нередко слышали фразы «а что скажут другие?» и «что о тебе подумают?». Как это повлияло на нас?

Постоянная оглядка на чужое мнение крайне мешает нам в построении собственной Я-идентичности. Иными словами, человек формирует мнение о себе исходя не из своих представлений, а опираясь на мнение других людей о себе. Поэтому, когда приходит время принимать важные решения, человек теряется, будто ожидая, что окружающие ему в этом помогут. Но никто не сможет принять самое лучшее решение о вашей жизни, кроме вас самих – и тем более помочь вам выстроить Я-идентичность. 

Откладывание на «черный день»


Во времена СССР запасаться на «черный день» было нормой, ведь никогда нельзя было быть уверенными в том, что завтра не нагрянет очередной кризис. Любовь к накопительству передавалась из поколения в поколение, но в наши дни стратегия накоплений фарфоровых сервизов, картошки и пустых банок для солений не является актуальной, но сохраняется у многих людей.

Помимо материальных накоплений, это распространилось еще и на психологию людей. Мы пытаемся откладывать жизнь «на потом», считая, что в будущем будет лучший момент, чтобы бросить нелюбимую работу, съездить в интересный город или разорвать отношения. Многие так и не начинают реализовывать свои желания и все ждут лучшего момента, который часто так и не наступает. За такой чертой личности часто скрывается страх перемен, который и мешает нам совершать важные поступки, которые, скорее всего, приведут к нашему личностному развитию.

Так проявляется синдром отложенной жизни. 


Запрет на эмоции


Советские поколения были под сильным влиянием военного и послевоенного времени, когда высоко ценились мужество, храбрость и сдержанность эмоций. И если первые два качества вопросов не вызывают, то запрет на эмоции сейчас кажется очень странным и даже нездоровым.

Какие у него могут быть последствия?


Например, алекситимия. Это потеря способности определять и проявлять эмоции. Алекситимия приводит к снижению эмоционального интеллекта, что влияет на построение отношений с людьми, осознание собственной личности и личных границ. Сейчас мы понимаем, что очень важно уметь называть свои эмоции и проживать их, иначе возрастает риск развития психосоматических заболеваний и состояния хронического стресса.

Период распада СССР был непростым и по-своему сказался на каждом жителе нашей страны. И, безусловно, он не мог не оказать влияние на воспитание целого поколения. Мы до сих пор прислушиваемся к советам наших родителей, и здесь важно понимать, какие установки мы можем перенять, а какие лучше оставить в прошлом. 

Синдром отличника, синдром отложенной жизни – все эти проблемы зачастую идут из детства и воспитания. О том, как с ними справляться, вы узнаете на нашем практическом видеокурсе «Психологические синдромы: как их распознать и проработать»

Курс ведет Анастасия Кулькова – психолог (УрФУ им. Ельцина, департамент психологии), специализируется на работе с самооценкой, тревогой и виной. 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт


ПСИХОЛОГИЯ