Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Гроза»: можно ли быть счастливой в традиционном обществе?

Произведения русских классиков редко заканчиваются счастливо. Судьбы женских персонажей в них зачастую трагичны и во многом похожи: вспомните Анну Каренину, бедную Лизу, Катерину из «Грозы». Однако авторы не из прихоти «избавляются» от своих героинь: за печальными финалами часто скрывается острая критика общества, жизнь в котором оказывается невозможной.

Сегодня мы приглашаем вас на обзорную экскурсию по городу Калинову, придуманному А. Н. Островским. Давайте разберем, почему Добролюбов назвал его «темным царством» и можно ли обрести в нем счастье.

Автор: Екатерина Смоленская, лектор по литературе

Основано на реальных событиях?


Островский написал «Грозу» после этнографической экспедиции по Волге. Посещая приволжские городки, драматург заносил в дневник наблюдения о быте русской провинции и характерах местных жителей. Именно из этих впечатлений родился мир вымышленного города Калинова.

Существовала даже версия, будто пьеса написана на основе реального случая. В 1859 г., когда она была написана, молодая жительница Костромы бросилась в Волгу, не вынеся страданий: дома над ней издевалась свекровь, слабый муж не мог заступиться, и в довершение всего женщина вступила во внебрачные отношения.

По сути, это и есть сюжет «Грозы». Однако история в Костроме произошла спустя месяц после того, как Островский отдал драму в печать. Так что пьеса действительно отражает реалии того времени.

«Гроза»: почему Катерина не могла быть счастливой?

Темное царство


В пьесе Островский критикует традиционное общество, которое с легкого пера Н. А. Добролюбова стали называть «темным царством». Оно и является причиной развернувшихся в «Грозе» событий.

Калинов — типичный купеческий город, а купцы — одно из самых консервативных русских сословий: в городке живут закрыто, «сор из избы» не выносят. Здесь категорически не приемлют нового и противятся переменам. Островский подчеркивает, что эта закрытость — фундамент тирании и социальной несправедливости.

Время в Калинове будто застыло. Из-за развития общества в XIX веке динамика жизни растет, и жителям больших городов время кажется быстротечнее. Но в селениях, не затронутых прогрессом, все происходит так же, как и века назад. В Калинове люди по-прежнему живут по позднесредневековым нормам и правилам.

«Гроза»: почему Катерина не могла быть счастливой?

Почетные граждане


Марфа Игнатьева Кабанова — типичная жительница Калинова. Она богатая купчиха, вдова, а потому — глава семейства. Сильный характер и безапелляционная вера в «истину предков» делают ее полновластной хозяйкой в доме. Кабаниха — тиран, который мучит домашних «под видом благочестия», она верит, что ее поступки справедливы.
Беспросветный деспотизм матери доводит до пьянства Тихона и заставляет страдать Катерину. При этом на публике Кабаниха жертвует нищим и дает приют странницам, как полагается по «Домострою».

Заглянуть за закрытые двери, где благопристойные горожане друг друга «едят поедом», помогает персонаж Кулигина. Он обличает невежество горожан, которые боятся грозы, комет и северного сияния и не способны понять красоты природы: «Изо всего-то вы себе пугал наделали».

Кулигин не похож на других калиновцев. Он человек прогресса, мечтающий о создании вечного двигателя, который в Калинове, застывшем на месте, просто необходим. Прототипами этого образа стали знаменитые в XIX веке механики-самоучки из мещан. Искренняя вера в торжество знания духовно сближает Кулигина с самыми передовыми учеными времени, подчеркивая, что статус и место рождения не так важны, как образ мысли.

«Гроза»: почему Катерина не могла быть счастливой?

«Отчего люди не летают так, как птицы?»


Из-за трагического финала пьесы главную героиню Катерину часто представляют слабой. Однако она гораздо более решительна, чем кажется на первый взгляд.
Ради любви Катерина решается на измену, несмотря на страх, а когда-то, еще ребенком, она даже чуть не сбежала из дома на лодке. Порой ей даже удается защитить себя перед свекровью Кабанихой.

Катерина тоскует по вольной девичьей жизни: хотя ее семья тоже была традиционной, в их доме царила любовь, тогда как в доме Кабановой «все как будто из-под неволи». Образ Катерины окружен мотивами клетки и мечты о полете: вспомните, например, знаменитый монолог о людях-птицах.

Катерина такая в «Грозе» не одна. Варвара, незамужняя дочь Кабанихи, тоже свободолюбивая и отчаянная девушка: она сбегает от власти матери с возлюбленным. Но характер Катерины, в отличие от Варвары, осложнен многочисленными противоречиями. 

Хотя Катерина совершает грехона при этом религиозна: даже ее имя по-гречески означает «непорочная». Однако религиозность ее — догматичная, в средневековом духе. Страх наказания в ней сильнее веры в спасение. Фрески с изображением ада, выкрики городской сумасшедшей и далекую грозу на горизонте Катерина наделяет личным смыслом: все кажется ей намеком на грядущее возмездие за грех. 

Непорочная душа, «темный» ум и порывистый нрав провоцируют внутренний конфликт. И если против внешних правил Катерина восстать еще может, то внутри себя она, воспитанная в темном царстве, остается загнанной в рамки и страдает от этого. 

«Гроза»: почему Катерина не могла быть счастливой?

В омут с головой


В темном царстве долг оказывается важнее чувств. Катерину выдают замуж не по любви, однако она не в силах противиться тому, что чувствует к Борису. Предвидя непоправимое, она даже умоляет мужа не уезжать из дома, но Тихон не слушает ее, и все заканчивается изменой.

Несколько дней счастья оборачиваются катастрофой: развод для Катерины невозможен, бежать ей некуда. Бориса за содеянное его дядя Дикой отсылает прочь из Калинова. Хотя Тихон любит Катерину и готов простить ее, Кабаниха вынуждает сына побить неверную супругу: он снова поступает не в соответствии с чувствами, а так, как принято в Калинове.

Может показаться, что Островский оправдывает измену героини. На самом же деле он только хочет показать невозможность преодоления сложившихся условий и провозглашает право человека на искреннее чувство. А «домостроевский» брак чувств не знает: это жизнь в строгости и законе.

Самоубийство героини оказывается неизбежным: оно символизирует отчаяние свободной личности и невозможность иного выхода в сложившихся условиях. Смерть оказывается лучше жизни в «темном царстве», где счастье невозможно. Поэтому и Борис молит Бога о смерти своей возлюбленной, чтобы «ей не мучиться долго», а Тихон в финале восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Как вы думаете, могла ли Катерина остаться с Борисом? Или у нее не было шанса на счастье?

Если вы ощущаете тоску и не понимаете, в чем причина, вам поможет наш курс «Как стать счастливее?». На нем вы научитесь слышать свои желания и обретете гармонию с помощью психологии и телесных практик. 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт  
ЛИТЕРАТУРА