Искусство и психология

«Довод»: шпионский боевик или интеллектуальная загадка?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Елизавета Фандорина


«Довод» Кристофера Нолана этой осенью стал фильмом-надеждой на возрождение кинотеатров после долгого перерыва. На первый взгляд, лучшего варианта быть не может, ведь идею для него режиссер вынашивал двадцать лет, а на сценарий потратил семь. Премьера «Довода» переносилась несколько раз, а на съемки были потрачены рекордные 200 миллионов долларов.


Каким же получился долгожданный проект Кристофера Нолана?


О чем фильм?

Главный герой фильма – безымянный агент ЦРУ. Сам себя он несколько раз называет Протагонистом, в титрах он указан так же. Он проходит отбор для сверхсекретной миссии – спасти мир от гибели: люди будущего хотят уничтожить мир прошлого руками русского олигарха Андрея Сатора. Для этого они используют необычную технологию путешествия во времени – герои буквально пешком отправляются в прошлое благодаря технологии инверсии, которая заставляет события идти вспять.


Сюжет фильма состоит из двух временных линий, которые движутся навстречу друг другу. Похожий прием режиссер использовал в «Помни», одном из своих первых фильмов. В нем даже была сцена с пулей, летящей обратно в пистолет, – только там это было метафорой, а в «Доводе» движение назад во времени – неотъемлемая часть сюжета.


Название фильма является палиндромом, т.е. одинаково читается справа налево и слева направо. Довод (или Tenet в оригинале) не только обыгрывает движение сюжетных линий, но и отсылает к известному палиндрому Sator Arepo Tenet Opera Rotas, который вписывался в квадрат. Остальные части фразы тоже есть фильме: русский олигарх носит фамилию Сатор и владеет компанией «Ротас». Подделки картин Гойи нарисовал любовник его жены Арепо, а фильм начинается с захвата оперы.


Но несмотря на все старания, Нолану не удается создать идеальный палиндром – начало не совпадает с концовкой.


Шпионская драма

Одним из любимых фильмов режиссера является «Шпион, который меня любил» о Джеймсе Бонде. Возможно, именно эта детская любовь подтолкнула его к тому, что «Довод», несмотря на теорию об инвертированном движении во времени, – это ретро-шпионская драма.


«Шпион, который меня любил» – это история с участием русских, снятая на излете Холодной войны. Здесь упоминается новая Холодная война, которая теперь ведется не между державами, а во времени, но главным антагонистом тоже оказывается русский. Своими корнями его власть уходит во времена разваливающейся военной мощи СССР. Отдельно хочется отметить захват Киевской оперы в самом начале, которая отсылает нас к трагедии «Норд-Оста».


Бондиану напоминает и то, что главный герой – агент, который должен втереться в доверие к главному злодею, действуя через его жену. Протагонист катается на катерах и яхтах, совершает безумные прыжки по зданию в Мумбаи – всё это очень в духе агента 007, но с одной оговоркой. Бонд идеально вписывался в любую ситуацию, а вот Протагонист – американец, и его не учили хорошим манерам и умению носить идеальные костюмы.


Кроме того, еще в начале нам говорят, что герой считается мертвым – это роднит его с другим известным шпионом Джейсоном Борном, тоже американцем, который страдает амнезией и пытается понять, в чьей же игре он является пешкой. Похожие мысли терзают и героя «Довода».


История

Нолан в «Доводе» возвращается к своим излюбленным темам – времени и рекурсии. Он работает с ними еще со времен своей первой короткометражки «Жук-скакун»: ее главный герой охотится на жука, который оказывается его уменьшенной версией, и погибает от собственной руки.


Так и Протагонист, который лишен имени, прошлого и, кажется, какой-либо личности вообще, оказывается в рекурсии с самим собой. Как и главный герой, его помощник Нил и жена олигарха Кэт не имеют собственной истории и мотивации. В случае Кэт это особенно печально, поскольку её единственная мотивация – это ее сын, которого нам показывают 3 раза, да и то мельком.


Единственный персонаж, чья история нам известна – главный злодей, который оказывается русским бандитом из закрытого военного городка, оказавшимся в нужное время и в нужном месте. Помимо отсутствия эмпатии, он стремится уничтожить мир просто потому, что не хочет, чтобы кто-то наслаждался жизнью вместо него.


Нолана часто обвиняют в том, что у него нет сердца, но «Интерстеллар» доказывает нам обратное. В случае же «Довода» герои превращаются в картонные фигуры, у которых нет отношений или человеческих эмоций. Фильм, увы, не спасают ни харизма Роберта Паттинсона, ни появление Майкла Кейна.


Масштаб

Лучше всего Нолану удается снимать неодушевленные вещи – захватывающие пейзажи, технику, архитектуру. Сцены, где герои катаются на крылатых катамаранах, или момент с разрушающимися зданиями, снятые оператором Хойте ван Хойтема («Интерстеллар», « 007: Спектр», «Она») в сочетании с почти кубриковской страстью к масштабным панорамам, делают «Довод» идеальным кино для открытия киносезона.


Этот фильм однозначно стоит смотреть в кинотеатре: сочетание музыки Йоранссона (который весьма успешно заменил Циммера), захватывающих экшн-сцен и спецэффектов создает ту самую магию кино, о которой так любит говорить Нолан.


Но несмотря на всё визуальное великолепие, мастерски закрученный сюжет, масштабный размах съемок и интересную концепцию путешествий во времени, фильму не хватает человечности.


Кажется, пока педант и перфекционист Нолан готовил свой проект мечты, он слишком увлекся физикой и постановкой реверсивных сражений, что забыл об одной важной мысли: какой бы впечатляющей ни была картинка, не стоит забывать и об эмоциональном посыле.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube
КИНЕМАТОГРАФ ОБЗОРЫ