Время чтения: 3 минуты
Изменение целей и задач искусства
До того, как Луи Дагер в 1839 году представил миру своё революционное изображение — дагерротипию, в искусстве ценилось умение художника достоверно изображать окружающий мир. Но когда появилась фотография, оказалось, что простая машина может справляться с этим куда лучше. По этой причине многие мыслители того времени провозгласили смерть живописи.
Например, поэт и критик Ш. Бодлер с горечью писал: «В живописи и ваянии нынешнее кредо широкой публики, особенно во Франции таково: "Я верю в природу и только в нее одну. Я считаю, что искусство есть ни что иное, как точное воспроизведение природы". День ото дня искусство теряет самоуважение, оно раболепствует перед реальностью, а художник всё более склоняется писать не то, что подсказывает ему воображение, а то, что видят его глаза».
Научиться понимать современное искусство может каждый с нашей готовой программой для тех, кто хочет изучить искусство с нуля!
Но у этой медали была и обратная сторона. Изобретение фотографии освободило художника от необходимости копировать реальность. И искусство, наконец, могло начать заниматься другими вещами.
Изменение видения
Фотографический процесс того времени был далеко не совершенен: выдержка могла длиться около получаса, иначе был риск получить смазанное изображение. Поэтому вместо того, чтобы состязаться с фотографией в правдоподобности изображения, художники обратили свое внимание на то, что для фотографии было недоступно — свет, цвет, движение. И это было одной из предпосылок возникновения импрессионизма — течения, которое во главу угла ставило запечатление мгновения, состояния, настроения.
Обращение к повседневности
Фотографы обратились к повседневной жизни города, и эту эстафету у них подхватили художники. Импрессионисты были одними из первых, кто начал изображать простые городские сценки: людей в кафе и театре, танцы, прогулки на лодках.
Например, Эдгар Дега был очень захвачен новым изобретением, коллекционировал фотокарточки и сам учился фотографировать. И, к слову, никогда не отрицал этого, в отличие от других художников. Это очень заметно в его живописи: он «кадрирует» фрагменты реальности, и его картины похожи на случайные снимки. Яркий пример — его картины с балеринами.
Исследование движения
До появления фотографии, к примеру, не знали, как именно галопирующая лошадь переставляет конечности. Эксперименты Мейбриджа помогли это установить. Уже упомянутый Дега изучал снимки фотографа и делал многочисленные зарисовки по их мотивам.
Мейбридж также делал снимки движущегося человека. Это затем ляжет в основу экспериментов кубистов и футуристов, которые стремились внедрить в живопись измерение времени, показать в одном мгновении разные положения тела.
Конечно, влияние живописи и фотографии было взаимным. Ранние фотографы боролись за признание своих работ, и поэтому они заимствовали многие приемы у художников. Викторианские фотографы заимствовали эстетику британского течения Прерафаэлитов, а художник Данте Габриэль Россетти использовал фотографии своих моделей для написания картин.
Понравилась статья?
Читайте об искусства здесь.
Не знаете, зачем ходить на выставки и что там делать? Мы расскажем в подкасте нашего проекта об этом:
Правое полушарие Интроверта