Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбираем экранизацию «Великого Гетсби» 2013 года

В 2013 году вышел фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» — экранизация романа американского писателя XX века Фицджеральда. Фильм сразу разделил зрителей и критиков на два непримиримых лагеря. Многие посчитали, что всё портит излишний 3D-блеск, но очевидно, что Лурман отлично понимает время, о котором он снял свою картину. Режиссёр сумел осовременить великий роман, но при этом сохранил все главные перипетии сюжета без дословного следования тексту. Так почему «Великий Гэтсби» База Лурмана — лучшая экранизация этого романа? 


Время чтения: 2 минуты


Кто такой Гэтсби


Роман «Великий Гэтсби» Фицджеральда был опубликован в 1925 году, и уже на следующий год вышла одноимённая постановка на Бродвее и первая экранизация. Однако слава книги быстро померкла и вернулась лишь в годы Второй мировой войны, когда на фронт отправили 150 тыс. экземпляров романа. К концу ХХ века он вошёл в список англоязычной классики.


Ваш курс, чтобы научиться анализировать шедевры легендарных режиссёров:



Ник Каррауэй, главный герой романа, приезжает в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру в мире финансов. Он снимает скромный домик на Лонг-Айленде, где его соседом оказывается таинственный Гэтсби, который устраивает невероятно роскошные вечеринки даже по меркам местных богачей. С другой стороны залива живёт троюродная сестра Ника Дейзи со своим мужем Томом. Ник оказывается втянут в любовные перипетии, ведь оказывается, что Гэтсби когда-то был влюблён в Дейзи, и, наконец-то разбогатев, хочет добиться её.


Трагическая история любви и обмана в декорациях блестящих 20-х экранизировалась пять раз, и кажется, что только Лурману удалось снять не просто камерную историю, а вынести приговор целой эпохе.



Другие экранизации


Первая экранизация 1926 года, пусть и привлекла зрителей, не понравилась самому автору: известно, что сам Фицджеральд вместе с женой ушли с фильма, не дождавшись финала. Послевоенная популярность романа подарила нам фильм Эллиота Наджента 1949 года, который переосмыслил историю в духе нуара. Тёмное прошлое Гэтсби (в исполнении Алана Лэдда) раскрывается с самого начала, а акценты делаются именно на криминальной части романа. Дейзи становится здесь femme fatale, которая губит Гэтсби.


Самой близкой к тексту версией оказалась скромная телепостановка 2000 года с Полом Раддом в роли Ника. Тем не менее она не смогла превзойти адаптацию Джека Клейтона 1974 года с Миа Фэрроу и Робертом Редфордом. Снятый с голливудским размахом, фильм сосредоточился на внутренних переживаниях героев. Вся картина пронизана тоской Гэтсби по своей девушке-мечте Дейзи. В нём не было никаких ревущих двадцатых, лишь напоминание о том, что юность и первую любовь вернуть невозможно. Интересно, что в момент выхода картину Джека Клейтона обсуждали и осуждали так же активно, как работу Лурмана в 2013 году. Но это не помешало ей стать признанной классикой на долгие годы.


Баз Лурман и экономический кризис


Любитель пышных и ярких постановок («Мулен Руж»), переосмысления классики («Ромео + Джульетта») и иронии над классическим Голливудом («Австралия»), Баз Лурман как будто всю свою карьеру шёл к «Великому Гэтсби». Он задумался над экранизацией романа, когда путешествовал поездом по Транссибу в разгар мирового экономического кризиса 2008 года. Наблюдая за суровыми сибирскими пейзажами, он размышлял о русских олигархах и безумной роскоши 2000-х, которая близится к своему закату.


Может быть, именно поэтому его версия романа Фицджеральда рассказывает нам не только о Гэтсби и Дейзи, но и выступает критикой современного общества потребления, которая спроецирована на прошлое. Поэтому неудивительно, что в фильме наряду с Гершвином звучат песни Ланы Дель Рей, Jay-Z, Бейонсе, а китчевый Нью-Йорк 1920-х похож на вечную вечеринку.


Новое прочтение


Лурман обновил взгляд на классику не только с помощью музыкальных номеров и перевода в формат 3D. Режиссёру удалось невероятное: не делая столь явные акценты на психологическом состоянии персонажей, он с помощью деталей сообщает нам об их внутренних переживаниях и разбрасывает повсюду отсылки к оригинальному тексту. Впервые мы видим Дейзи сквозь занавески, которые колышет ветер — в этом вся её героиня, эфемерная мечта Гэтсби, который придумал себе девушку-мечту, не имеющую ничего общего с настоящей Дейзи.



Лурман вообще мало изменил главных героев: так, Ник вспоминает историю Гэтсби из клиники, где лечится от алкоголизма (ещё один приговор Лурмана современникам). Герой Тоби Магуайра остаётся без любовной линии и оказывается отстранённым от всех страстей: вместе со зрителем он лишь наблюдает за разворачивающейся на экране драмой.


Гэтсби из почти романтического героя, который сумел исполнить американскую мечту и сохранил чистоту сердца, превратился в мужчину, потерявшего себя в слепой погоне за мечтой. Гэтсби в исполнении Леонардо Ди Каприо, конечно, не обладает магнетической улыбкой Роберта Редфорда, но при этом очаровывает своим затуманенным мечтами взглядом.


Сам Фицджеральд иронично относился к своему герою: первая редакция романа называлась «Трималхион» — в честь героя «Сатирикона» Петрония Арбитра, освободившегося раба, желающего получить признание в высшем обществе и закатывающего пиры столько же огромные, сколько безвкусные и пошлые.


Ди Каприо с детской непосредственностью играет персонажа, который потерял всю свою былую таинственность, как только сумел оказаться ближе к Дейзи. Их первая встреча проходит среди цветов, словно в сказочном саду, потому что Дейзи для него — воплощение всех его фантазий, и сама идея быть вместе с ней как будто ставит точку в его долгом пути в мир высшего общества.


Кэри Маллиган превратила Дейзи в потерянную, инфантильную и нерешительную девушку. Она не светская львица, как в предыдущих экранизациях, а безответственная и наивная девушка, которая не задумывается о последствиях своих действий.


Прошлое


«Нельзя повторить прошлое», — пишет Фицджеральд, и Лурман это прекрасно понимает. Поэтому он рассказывает нам о современности, и эпоха джаза сменяется хип-хоп ритмами. История ревущих двадцатых оказывается созвучной началу XXI века. И это правильно, ведь писатель не романтизировал своих современников, в отличии от нас: его Дейзи поверхностная и безответственная, Том агрессивный и безнравственный, а Гэтсби, пусть и следовал идеалу, тем не менее пришёл к своему богатству нечестным путём.



Чтобы зритель не успел очароваться роскошными вечеринками 20-х, которые были пиром перед «чумой» Великой депрессии 30-х, режиссёр постоянно намекает нам: наши 2000-е ничем не лучше, а вопросы морали за почти 100 лет совсем не изменились. Кроме того, мы так и не научились противостоять обществу потребления, а американская мечта, которой так упорно следовал Гэтсби, не стала менее привлекательной.


Баз Лурман сумел вдохнуть новую жизнь в классическое произведение — с шумом, блёстками и 3D. Как большой любитель классического Голливуда, он понимает, что не стоит бояться нововведений. Тем более что за яркими декорациями и фейерверками он сумел не потерять главную мысль оригинала: не стоит слишком сильно предаваться мечтам и вестись на красивую картинку. Поэтому Лурман создаёт фильм, где мы вместе с главными героями стараемся не потеряться в блеске подтанцовки и дамских украшений, чтобы не упустить из виду самое главное.


Нравится читать о кинематографе? Ещё больше интересного в нашей статье:


Зачем нужны кинокритики

А для всех, кто любит анализировать подтекст фильмов и сериалов, видео нашего проекта:



Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ