Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как снимают братья Коэн

Итан и Джоэл Коэны много лет работают вместе над кино. У них есть собственный режиссёрский стиль, который неизменно прослеживается из картины в картину. Рассказываем, по каким деталям можно узнать их фильмы.
Время чтения: 4 минуты.

Ностальгия и ландшафты

Коэны любят играть в ностальгию — события их фильмов нередко происходят в прошлом. Например, фильм «О, где же ты, брат?» повествует о побеге трёх каторжников из заключения и их путешествии по Америки времён Великой депрессии. Вся кинокартина пронизана пейзажными кадрами, которые передают общее настроение: героям предстоит долгий путь домой через американскую глубинку, на котором их ждёт множество испытаний.
Заснеженные дороги, леса и замерзшие озера Миннесоты в «Фарго» тоже работают на создание атмосферы. Когда зритель видит затерянный в глуши провинциальный городок, у него сразу возникают ассоциации и ожидания, с которыми Коэны потом играют. К тому же, на снегу лучше видна кровь — этого в «Фарго» много. Особенно сильно это работает в сцене с дробилкой в лесу ближе к финалу фильма: кровь, летящая из неё, ярко контрастирует с белым снегом.

Выверенные кадры

Выстраивание нетипичных кадров и ракурсов позволяет Коэнам создавать комические эффекты, которые важны для их фильмов. Почти в каждой их кинокартине есть кадр, который выстраивается от бампера движущегося автомобиля, в «Большом Лебовски» камера оказывается внутри шара для боулинга, а в фильме «Внутри Льюина Дэвиса» есть кадр, показывающий происходящее с перспективы кота.
Переход от среднего плана к крупному при общей статичности кадра — ещё одна фишка Коэнов. Такой приём позволяет сфокусировать внимание на внутренних переживаниях героев. Что они чувствуют в данный момент? Как на их дальнейшую судьбу повлияет принятое сейчас решение? Натолкнуть зрителя на эти вопросы с помощью одного только визуального ряда сложно, но Коэны справляются с задачей.
Предметы и люди часто показываются с помощью статичных крупных планов. Так режиссёры подчёркивают важные детали и добиваются ощущения комедийности ситуации. В привычный зрителю кадр можно добавить неожиданные решения, как в сцене с высматривающим поезд героем в фильме «Париж, я люблю тебя». Он смотрит в тоннель метро, а затем медленно поворачивает голову с недоумевающим выражением лица. Благодаря тому, что крупный план остаётся статичен и не отъезжает при развороте головы, зритель видит все выражения лица персонажа вблизи и невольно смеётся от абсурдности его недоумения.

Ритм и границы

Коэновские фильмы отличает выверенный ритм повествования и чёткие границы кадров. При съемке диалогов они стараются помещать персонажей на отдельные кадры. При этом часто камера располагается непропорционально: тот персонаж, который испытывает волну эмоций, занимает много пространства в кадре, а его или её собеседника, напротив, снимают средним планом. Это изолирует персонажей и подчёркивает комедийный эффект — люди буквально не слышат друг друга и находятся в разных мирах. Некоторые диалоги вообще могут проходить без слов. Зритель понимает невысказанное благодаря мимике актёров и искусному монтажу.
За счёт монтажа Коэны и создают ритм повествования: он нужен для баланса между короткими статичными кадрами и длинными сценами, где камера сопровождает героев.
Курс, который заменит вам 15 книг, 50 академических часов и 20 документальных фильмов:

Цвета

Цветокоррекция является важным аспектом визуального стиля братьев Коэн. Они используют её, чтобы подчеркнуть уникальную атмосферу каждого фильма и настроить зрителей на нужные им эмоции.
Коэны часто используют высококонтрастную цветокоррекцию, которая придает сценам яркие и насыщенные цвета. Часто применяют и эффект сепии, дарящий сценам теплый и мягкий оттенок — они как будто сняты в прошлом. Благодаря этому в фильмах братьев присутствует неуловимый элемент ностальгии, который считывается не на уровне сценария, а при обращении внимания на расставленные визуальные акценты.
«О, где же ты, брат?» стал первым голливудским фильмом, цвет которого корректировали полностью на компьютере — до этого вручную красили отдельные кадры. Получившийся эффект приглушенной сепии создает яркий и запоминающийся визуальный стиль фильма, который ассоциируется со старыми фотографиями и песочными вестернами, с их погонями по прериям и поисками свободы.
Фильтры конструируют и подтекст фильма «Внутри Льюина Дэвиса». Он выполнен в холодной сине-голубой палитре, что подчёркивает отчуждение главного героя от окружающего его мира. Рыжий кот, который разбавляет своим появлением цветовую гамму кадров, не задерживается надолго — его ждут свои приключения на пути домой (не зря его кличка — Улисс!), а Дэвис так и остаётся в замкнутом круге холодного и неприветливого нью-йоркского мира.

Смесь жанров

Коэны — мастера разных киножанров. Они талантливо работают с драмой, комедией, вестерном, соединяя их воедино в своих фильмах. «Фарго» и «Большой Лебовски» — криминальные драмы, однако в них есть как история о преступниках, так и юмор, сатира и даже элементы триллера. Коэны любят работать с чёрной комедией, которая позволяет высмеивать злободневные события и глупость штампов и зрительских ожиданий. Этот безумный коктейль жанров работает благодаря выверенной авторами степени абсурдности: важно не перегнуть палку ни в одном из используемых жанров.
Сюжеты картин тандема часто состоят из череды нелепых случайностей, запускающих более масштабные события. То, что начиналось как комедия, может по щелчку пальцев обернуться трагедией со скрытыми философскими рассуждениями о природе желаний и поступков. Это одна из причин, по которой зрители возвращаются к фильмам Коэнов раз за разом и находят новые мысли в старом, сто раз просмотренном кино.
Режиссёрский почерк — не миф. Мы можем узнать, кто стоит за рулём проекта по отдельным фишкам в структуре фильма или в визуальных приёмах. Рассказываем об узнаваемом стиле Гая Ричи в нашем материале:
Почему фильмы Гая Ричи такие захватывающие
В каждый фильм вкладывается идея, неважно, комедия это или драма. Главные персонажи часто имеют собственное жизненное кредо, которым объясняют свои поступки. Разбираем философию Тайлера Дёрдена в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ