Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Главная икона моды 19 века — императрица Евгения

Императрица Евгения — французская законодательница моды и супруга Наполеона III. Влияние её стиля распространилось по всей Европе и сформировало некоторые современные тренды. Как Евгении это удалось? Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Преображение моды

Евгения родилась в 1826 году в испанском городе Гранада. В юности она переехала во Францию и в 1853 году вышла замуж за Луи-Наполеона Бонапарта, который позже стал императором Наполеоном III. Хотя Евгения была по происхождению аристократкой, роль первой женщины Франции накладывала на неё большие обязательства. Она всегда находилась на виду, поэтому должна была обладать безукоризненными манерами и быть примером для подражания. Известно, что Евгения брала уроки у знаменитой актрисы, чтобы научиться правильно вести себя на приёмах и носить парадные наряды.
Евгения де Монтихо, 1856 год
Императрица стремилась соответствовать своему статусу, и этом было вызвано её трепетное отношение к моде. Евгения впервые стала сменять наряды в течение дня, что положило начало «быстрой моде». Императрицу редко можно было увидеть в одном и том же платье дважды, а её гардероб был настолько обширным, что часть костюмов продавали на аукционах и сдавали в аренду. Сейчас такая опция доступна во многих люксовых бутиках, но в конце XIX века была непривычной.
Евгения вела активную светскую жизнь. Её близкой подругой была основательница модного салона Паулина Клементина фон Меттерних. Также она сотрудничала с дизайнерами и модельерами, предоставляя им площадку для высказывания. В эпоху господства функциональной моды, которая практически не сменялась от сезона к сезону, Евгения сделала её элементом самовыражения.
Смотрите курс-саммари «История косметики», чтобы разобраться в том, зачем женщины и мужчины разных столетий украшали свои тела и лица. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Мария-Антуанетта

Евгения обожала королеву Марию-Антуанетту и возвела при дворе её своеобразный культ. Она не только позировала художникам в её образе, но также украшала свои покои образцами искусства эпохи Людовика XIV, собирала предметы быта королевы и даже отреставрировала Малый Трианон — дворец в Версале, где Мария-Антуанетта отдыхала от городской жизни. А её книга «Перечень туалетов королевы» стала для Евгении своеобразным модным учебником.
«Мария-Антуанетта» (2006), реж. С. Коппола

Чарльз Фредерик Уорт

Стиль Евгении тесно связан с именем французского дизайнера Чарльза Фредерика Уорта Он начинал свою карьеру в Лондоне в период правления королевы Виктории. Она не поощряла излишеств в нарядах, макияже и причёсках, поэтому область работы Уорта была ограничена. Он переехал в Париж и в 1858 году основал модный дом «House of Worth». Здесь впервые стали проводиться демонстрации одежды на живых моделях. Также Уорт придумал бирки — нашивки с именем модного дома, которые прикреплялись к одежде.
Чарльз Фредерик Уорт
Однажды Евгения увидела на фрейлине платье авторства Уорта, которое ей очень понравилось, и заказала похожее. С тех пор дизайнер регулярно создавал новые образы для императрицы и в 1869 году стал главным портным при королевском дворе. Вместе они совершили своеобразную революцию в мире моды, отказавшись от громоздких кринолинов. На смену им пришли более узкие юбки со сборкой сзади.
На этом нововведения не закончились. В 1862 году Евгения сделала немыслимую по меркам тех лет вещь: она появилась на скачках без шали, чтобы продемонстрировать творение Уорта публике целиком. Французские женщины приняли модные советы императрицы на вооружение и стремились повторять её образы.

Дорога для брендов

Евгения помогла развитию некоторых модных брендов, которые существуют и в наши дни. Например, императрица была поклонницей Guerlain, престижного французского бренда парфюмерии и косметики. Она пользовалась их продуктами ещё до того, как взошла на престол, но после её любовь к Guerlain лишь возросла. Евгения заказывала у бренда ароматы, созданные специально для нее и соответствующие ее вкусам и предпочтениям. Например, цитрусовый парфюм «Eau de Cologne Impériale». Этот аромат стал символом бренда и знаком элегантности и роскоши. С тех пор на флаконах Guerlain можно увидеть пчёл — они же украшали эмблему Бонапартов.
Герлен
Ювелирный бренд Cartier также обязан своей популярностью Евгении. Она стала появляться в украшениях бренда после того, как заметила, что их носит её родственница, Матильда Бонапарт. Бутик начал привлекать богатых и влиятельных клиентов и до сих пор считается одним из самых престижных ювелирных производств в мире.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Модные дома и их ведущие дизайнеры постоянно конкурируют между собой. Рассказываем об известном кутюрье, имя которого знакомо деже непричастным к модной индустрии:
Почему Ив Сен-Лорана называли королём моды
Модные тренды и всеобщее желание им следовать мы разбирали в беседе с креативным продюсером одной из популярных компаний:
МОДА ИСТОРИЯ