Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Хроники Нарнии» незаслуженно забыты?

В 1950-х гг. книги Клайва Стейплза Льюиса о Нарнии произвели фурор: их переводили на разные языки, по ним ставили радиоспектакли и неоднократно экранизировали. Но сегодня все мечтают попасть в Средиземье и Хогвартс, а не в страну за дверцей платяного шкафа. 

Почему «Хроники Нарнии» сейчас не так популярны, как другие фэнтези-серии? И почему эти книги все же заслуживают нашего внимания?

Автор: Екатерина Смоленская

Как появилась Нарния?


Клайв Стейплз Льюис был филологом, историком литературы и преподавателем. Вместе с Толкином он входил в творческий кружок «Инклинги», исследовал фэнтези-литературу, писал религиоведческие тексты и даже стихи. Однако славу ему принесли книги о волшебной стране в платяном шкафу.

«Хроники Нарнии» — это очень эскапистские произведения: они рисуют мир, в котором можно спрятаться от реальности. Действие первой книги происходит во время Второй мировой войны: сестер и братьев Певенси эвакуируют из Лондона, чтобы спасти от бомбежек, и селят у друга семьи.

Эта завязка появилась из жизни автора: он тоже принял в своем доме детей, спасенных после блицкрига.

Льюис придумал для своих персонажей Нарнию, куда можно сбежать из реального мира — настолько страшного, что детское сознание ищет волшебную страну, где добро всегда побеждает зло. Даже если эта страна — в шкафу за шубами.

«Хроники Нарнии» похожи на многие книги для детей: в них рассказывается о дружбе, вере, долге и чести. Как и во всех подобных произведениях, Льюис воспевает смелость и самоотверженность. Важной темой также оказывается милосердие. Вспомните: несмотря на то что Эдмунд предает брата и сестер, Аслан дарует ему прощение. Однако далеко не все смыслы этих книг могут быть понятны детям.


Сказка для взрослых


Хотя книги о Нарнии часто воспринимаются как сказки, в них много подтекстов, которые ребенок вряд ли сможет воспринять, не зная того огромного количества источников, к которым отсылает автор. Как и многие другие фэнтези-произведения, например работы Толкина, Сапковского или Мартина, цикл Льюиса выстроен на аллюзиях: в его основе лежат разнообразные мифологические традиции. В «Хрониках Нарнии» переплетаются Античность, скандинавские и кельтские мифы, библейские сюжеты и отсылки к английской литературе. Есть здесь и исторические реалии: например, само слово Нарния — не выдумка Льюиса, а латинское название города Нарни в итальянской провинции Умбрия. 


В Нарнии все смешалось: жестокая владычица зимы борется с Великим Львом, которого почему-то ждут в типичном среднеанглийском лесу, Дед Мороз (в английской версии Father Christmas) дарит детям и говорящим животным подарки, Льву прислуживают кентавры и нимфы, а фавн живет в пещере и ходит под зонтиком, защищаясь от снега.

Действие серии происходит в разные эпохи и в разных мирах, а полюбившиеся читателям герои встречаются не во всех произведениях цикла. Даже антагонисты в повестях разные: так, Белая Колдунья не всегда является главной злодейкой. Из-за всего этого серия не кажется цельной. Кроме того, сегодня не очень понятно, в каком порядке читать произведения. Первой была написана повесть «Лев, колдунья и платяной шкаф», но по сюжету ей предшествует «Племянник чародея»: здесь дана полноценная предыстория Нарнии. 


Что скрывается в шкафу?


Клайв Льюис был глубоко верующим человеком, поэтому неудивительно, что в его книгах скрыт библейский подтекст.

Уже образ льва Аслана приходит из «Откровения Иоанна Богослова»: «львом от колена Иудина» в этом сочинении называют Христа. Эта параллель очевидна: Аслан жертвует собой ради спасения рода человеческого и Нарнии и воскресает, поскольку его жертва была добровольной. Белая Колдунья, противостоящая Аслану, с ее вечной зимой и сонмом демонических существ ассоциируется с миром дьявола. А о книге «Принц Каспиан» Льюис и вовсе говорил, что ее главная задача заключается в «восстановлении истинной религии после ее искажения».

Христианский контекст иногда воспринимается как излишне назидательный, однако здесь библейские мотивы не становятся ведущими. Например, сюжет первой книги допускает и другую трактовку образа Белой Колдуньи: некоторые видят в нем параллели с нацистским режимом. Кроме того, рядом с христианскими образами уживается языческий мир фавнов и нимф. Так что библейское и евангельское у Льюиса подается органично, без пуританского дидактизма.


Почему мы забыли о Нарнии?


Время в Нарнии идет не так, как в нашем мире: дети проводят там годы и все равно успевают вернуться домой к обеду. Но на самом деле в реальности все меняется достаточно быстро, и какие-то идеи стремительно устаревают. Так, в «Хрониках Нарнии» сегодня некоторые могут заметить элементы гендерной дискриминации: например, в «Последней битве» достаточно стереотипно описана Сьюзен Певенси, которая «не заинтересована ни в чем, кроме помады, чулок и любви». Также Льюиса обвиняют в расизме: народ тархистанцев, враждебный Аслану, обрисован в ближневосточной эстетике, напоминающей мусульманскую. Это противостояние Льюис действительно соотносил с реальностью, отсылая к истории конфликта сарацин и крестоносцев. Однако сегодня эти эпизоды могут прочитываться иначе. 

Из-за этого «Хроники Нарнии» сейчас уже не кажутся по-настоящему актуальными. 


Полнометражные экранизации, снятые в середине нулевых, тоже не добавили серии популярности: они низвели сюжет книг до клишированных фэнтези-боевиков, уничтожив их уникальность. В то время подобные фильмы выходили пачками, и «Нарния» среди них просто затерялась. Конечно, зрителям запомнились Бен Барнс в роли принца Каспиана и Тильда Суинтон в образе Белой Колдуньи, но остальное едва ли держится в памяти. Это тоже повлияло на репутацию первоисточника: фильмы не вдохновляют на прочтение книги, в отличие от экранизаций «Властелина колец» Питера Джексона.

Хотя поначалу именно книги Льюиса стали хитами, со временем он оказался в тени своего друга Толкина и теперь стоит особняком в истории фэнтези-литературы. Однако Нарния до сих пор остается для многих безопасным местом, в которое приятно возвращаться снова и снова. 



На нашем курсе «Станьте экспертом в литературе и искусстве XX века» вы узнаете, что же хотели сказать авторы самых известных книг. Оформите подписку и попробуйте за 1 рубль:

  • 200+ курсов
  • 15 направлений — от психологии до искусства
  • 7 дней безлимитного доступа за 1 рубль
  • После пробного периода — 299 ₽ в месяц

Переходите по ссылке и оформляйте подписку

ЛИТЕРАТУРА