Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Жанры в литературе: автофикшн

Чем автофикшн отличается от автобиографии и художественной прозы? Какие ключевые элементы делают его таким привлекательным для современных авторов жанром? Рассказываем в этой статье.
Время чтения: 5 минут.

Коротко о жанре

Автофикшн — это литературный жанр, в котором автор использует элементы своей собственной жизни, опыта и личности, чтобы создать вымышленное произведение. Сам термин «автофикшн» указывает на то, какие аспекты важны для такого повествования: «авто» происходит от латинского «autos» («сам»), а «фикшн» — сокращение от английского «fiction», что переводится как «вымысел».
Автофикшн позволяет писателям объединять реальность и вымысел, создавая уникальные произведения, которые отражают их личность, но в то же время развивают художественную форму.
В отличие от автобиографии, автофикшн не стремится представить точное отражение реальной жизни пишущего текст. Реальные события, люди и места — лишь основа для художественного повествования. В автобиографии автор рассказывает о собственной жизни и опыте, стремясь передать правдивую историю. Дневниковая проза, мемуары, воспоминания о современниках и рассказы о связанных с ними историях — всё это повлияло на формирование стилистики автофикциональной прозы.
От художественной прозы автофикшн унаследовал возможность погружения в вымышленные миры: далеко не всегда описываемые события происходили на самом деле, а персонажи, встречаемые на страницах книг, списаны с реальных людей. И то, и другое может быть плодом воображения писателя, который просто встраивает рассказчика в историю, которая могла бы с ним приключиться. Ощущение достоверности возникает именно из-за столкновения вымысла и реальности.
На курсе-саммари «Европейская литература» вы узнаете, как литература 20 века повлияла на становление современных жанров. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 5 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Кто придумал этот жанр?

Впервые этот термин употребил французский писатель Серж Дубровский в 1977 году, когда писал авторскую аннотацию к своему роману «Сын». Он назвал новый жанр «вымыслом абсолютно достоверных событий и фактов».
Серж Дубровский
Через год после первой публикации «Сына» начались споры среди литераторов, которые отчасти продолжаются и по сей день. Ключевым моментом этих споров была попытка разграничить, определить до конца что же такое автофикшн и с каких теоретических точек зрения можно к нему подойти. Дело в том, что до этого Филипп Лежен создал чёткое разграничение между автобиографией и вымыслом романа: по его определению, автобиография возможна только тогда, когда есть фактические доказательства того, что рассказывающий о событиях нарратор и автор — один человек. При прочтении текста между читателем и автором заключается своеобразный пакт, они договариваются о том, можно ли соотносить персонажа с автором.
Автофикшн не вписывался в этот пакт. Поэтому он быстро стал объектом литературоведческих дискуссий во Франции и за рубежом.

Особенности автофикшна

Первая и самая главная особенность — повествование размытие границ между реальностью и вымыслом. За основу берутся автобиографические события, но при этом для автора не важна точная передача объективных данных: времени на часах, количества километров, проведённых в дороге и т.д.
Повседневность здесь работает как доказательство «реальности» событий, которые происходят с каждым из нас. Например, в «Crudo» Оливии Лэнг есть ориентиры в пространственно-временном поле: она ставит даты, приводит цитаты из твиттера, отсылает к происходящим на фоне политическим событиям.
Оливия Лэнг
Само повествование чаще всего ведётся либо от первого, либо от третьего лица. Это позволяет лучше передать эмоции персонажа, рассказать подробнее о ежедневных переживаниях и поисках себя.
Эмоциональная составляющая в принципе очень важна для этого жанра — именно за счёт достоверности чувств запускается механизм аффекта, который воздействует на читателя. Нам предлагается сопереживать героям, погрузиться в их внутренний мир, полный саморефлексии и откликов на происходящее.
Автор наделяет героя своим именем и некоторыми деталями биографии, но есть и исключения. В этом плане автофикшн — чистой воды пакт читателя и писателя, потому что они словно бы договариваются о том, как читать этот жанр, в момент, когда книга оказывается в руках читателя.

Автофикшн — наше будущее?

В 2022 году Нобелевскую премию по литературе получила французская писательница Анни Эрно, которая всю жизнь пишет о том, каково это — быть женщиной. Награду вручили «за храбрость и клиническую точность, с которой она вскрывает истоки отчужденности и коллективные ограничения личной памяти».
Это иллюстрация того, как работает автофикшн и зачем он нужен сегодня. Сложно писать в рамках художественной литературы: она ограничивает писателей своими законами, не позволяя ставить собственное «я» выше сюжета и персонажей. Автофикшн это приветствует. В этом жанре возможен фокус на проживание трагедий — от личных до затрагивающих тысячи людей — и рассказ о современности новыми языковыми средствами.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG7. Он действует до 3 июня при регистрации в приложении и на сайте.
Как определять литературные жанры? Какие главные черты есть у трагедий? Рассказываем в нашем материале:
Жанры в литературе: трагедия
Как мы уже говорили, на автофикшн сильно повлияли мемуары и воспоминания. Сложные, пронзительные тексты такого рода часто встречаются в эмигрантской литературе — на их страницах сквозят тоска по дому и отчаянное желание выстроить себя заново на чужих берегах. Рассказываем про историю русской эмиграции в видео нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА