«Котлован» — одна из наиболее известных работ ХХ века и, пожалуй, самая популярная повесть о коллективизации. Почему ее не опубликовали и как она написана? Разбираемся в статье.
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 4 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Биография автора
Андрей Платонович Платонов (настоящее имя — Андрей Платонович Климентов) родился в 1899 году в Воронеже. Он был советским писателем, драматургом и поэтом, известным своим уникальным и оригинальным стилем, а также социально-критическими произведениями. Его творчество часто считается одним из самых значительных в русской литературе XX века.
Платонов рос в семье железнодорожного рабочего и начал работать уже в подростковом возрасте. Он получил техническое образование и работал инженером, прежде чем полностью посвятить себя литературной деятельности. Первые его произведения были опубликованы в начале 1920-х годов, и к концу десятилетия Платонов уже был признан одним из ведущих советских писателей.
Тем не менее, к 1930-м годам его работы стали подвергаться критике со стороны советских властей за их аллегорический и часто критический подход к социалистическому реализму. Некоторые из его наиболее известных работ, включая романы «Чевенгур» и «Котлован», были написаны в этот период, но были впервые опубликованы только в семидесятые и за рубежом.
Платонов скончался 5 января 1951 года в Москве и долгое время оставался малоизвестным и непризнанным. Однако его литературное наследие пережило времена, и сегодня он считается одним из величайших русских писателей XX века.
О чем «Котлован»?
«Котлован» — одно из самых знаковых произведений Андрея Платонова, написанное в конце 1920-х — начале 1930-х годов, но впервые опубликованное лишь в 1973 году за пределами СССР. Действие повести охватывает самые жестокие годы коллективизации. Повесть является ярким примером критического реализма и аллегории, через которую Платонов исследует идеологию и реальность советской жизни того времени.
Сюжет сосредоточен вокруг группы рабочих, занятых строительством гигантского котлована, который предназначен для фундамента огромного здания — символа будущего коммунистического общества. План здания постоянно меняется, котлован становится всё шире и глубже. Однако этот котлован так и остаётся незаконченным — метафора разрушенных надежд и обещаний. Главный герой, Вощев, занимается поиском смысла жизни и справедливости в мире, где господствуют бюрократия и бездушность.
Кто такой Вощев?
Вощев является уникальной и запоминающейся фигурой в контексте советской литературы. Он представлен как философски настроенный человек, обладающий глубокой внутренней жизнью и склонностью к размышлениям о смысле жизни и человеческого существования. В отличие от других персонажей, окружающих его, Вощев не полностью поглощен повседневной рутиной и трудом; его внутренний мир богат и сложен.
Вощев уволен с завода за то, что он «задумывался в рабочее время», что уже указывает на его несоответствие суровым реалиям советской жизни, где ценится практичность и коллективизм.
Вощев присоединяется к рабочим на строительстве котлована, но продолжает искать глубинный смысл в происходящем вокруг. Он обладает острой социальной интуицией и чувствительностью к человеческому страданию, размышляя о нравственных и этических аспектах жизни.
Образ Вощева символизирует одиночество и изоляцию интеллектуала в обществе, где царят бюрократия и безличность. Его персонаж подчеркивает контраст между миром идей, где он живет, и миром реальности, который часто жесток и несправедлив. Через Вощева Платонов задает вопросы о ценности человеческой жизни, её целях и идеалах в условиях, когда идеология и государственная машина подавляют индивидуальность.
Язык Платонова
Платонов обладает действительно уникальным языком, который можно сравнить только с языком Набокова. Но если Набоков писал в выдержанном, метафоричном и удивительно изысканном стиле, то язык Платонова – это химера из всего подряд. Нарушенный порядок слов (как у ребенка, который еще не понимает, как работает речь), просторечья, жаргонизмы, цитирование политических лозунгов и обрывков из газет.
Портрет А. Платонова Михаила Ромадина
Язык Платонова выглядит диким и заставляет по-новому взглянуть на давно знакомые слова. Заставляя читателя напрягаться и вчитываться, автор показывает ему совершенно новую реальность — не ту, которая представляется при словах «строительство коммунизма», а настоящую, живую. В которой язык нелеп и собран будто из миллиона неподходящих пазлов — как и жужжание рабочих родом из разных областей, собравшихся вокруг котлована.