Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Контрасты в «Золотой осени» Левитана

Почему эта картина так завораживает нас? Играет ли в этом роль мастерское сочетание осенних цветов? За счёт чего возникает ощущение меланхолии? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.

Смотреть глазами художника

Пейзаж — не просто изображение природы, а целый мир, который создает художник. По тому, какие сюжеты и темы выбирает автор, мы можем многое о нём узнать: его любимые места, характер и вкусы. Мы способны даже понять отношение конкретного человека к реальности: предпочитает он писать природу максимально близко к фотографиям или предпочитает передавать её с помощью ассоциаций, импрессионистских мазков, кубических фигур.
Попробуйте представить рядом «Звёздную ночь» Ван Гога и «Девятый вал» Айвазовского (или любую другую его марину) — они не только отличаются художественными стилями, но и передают совершенно разные эмоции зрителю в зале музея.
Смотрите видео-саммари «Все "–измы" живописи», чтобы разобраться во множестве направлений изобразительного искусства. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
«Золотая осень» Левитана — не исключение из правила. Позднее творчество художника напоминает импрессионизм куда больше, чем строгий реализм, поэтому искусствоведы называют жанр некоторых его полотен «пейзажем настроения». На «Золотой осени» запечатлен практически неуловимый дух переменчивых дней в разгаре осени, когда природа находится на пике перемен: деревья покрылись жёлтой листвой, она как будто начала постепенно опадать под порывами ветра, но при этом лес ещё кажется не поредевшим, листья не успели приобрести бурый оттенок. Пойманное состояние «между» — главное достоинство картины.
Исаак Левитан. «Золотая осень», 1895 год

Магия цвета

На картине изображена небольшая река, окруженная деревьями с осенней листвой. Выбранные оттенки желтой охры совсем не напоминают о болезненном Петербурге Достоевского, а создают яркий, по-своему оптимистичный пейзаж: это опавшая и ещё держащаяся на ветвях листва, трава и растущий вдоль реки кустарник.
Водная гладь, как и небо, задаёт контраст с этим спектром желтизны. Левитан также использует асимметрию, чтобы усилить впечатление от двух частей картины. Слева крупным планом изображены деревья, березы, а справа — тёмная, холодная река с полупустым пустым противоположным берегом. Ощущение нехватки чего-то добавляет и одиноко стоящая на берегу берёза вдали.
Берёза в дальней правой части полотна
Заметно, как по мере удаления от смотрящего изменяется оттенок и настроение картины: на переднем плане Левитан оставляет буйство и контраст желтого и синего, а в глубине, где расположились луга, другие деревья и дома, оттенки меркнут, становясь более приглушёнными. Это тоже своеобразный контраст: «фокус» размывается, задняя часть словно обделена вниманием художника.
Это решение позволяет передать простор и воздух пейзажа, который раскинулся перед художником в дни, когда он совершал первые наброски на реке Съежа. Примечательно, что заканчивал работу он уже в Москве, перед ежегодной выставкой Товарищества передвижных художественных выставок: частично по наброскам и этюдам, а частично — по памяти.
Мы лишь немного поговорили о главных цветах картины — желтом и синем. А для того, чтобы подробнее познакомиться с тем, как оттенки синего и голубого использовали в разные эпохи, читайте статью:
Цвет в живописи: синий
ЖИВОПИСЬ