Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что мы не заметили, когда читали «Портрет Дориана Грея»?

Оскар Уайльд был одним из самых популярных и скандальных авторов своего времени. Его творчество всегда вызывало живой отклик у читателей, но, пожалуй, самым популярным произведением стал роман «Портрет Дориана Грея». Современники Уайльда увидели в нем обличение нравов викторианской эпохи и отражение философии писателей и поэтов эпохи декаданса: Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме.

Роман обвиняли в безнравственности, Уайльд же утверждал, что произведение искусства нельзя оценивать с точки зрения морали. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем истинный смысл «Портрета Дориана Грея» и как творчество Уайльда воплотилось в его жизни.

Автор: Кирилл Сивков

Что такое эстетизм?


Обычно мы пролистываем предисловие, торопясь перейти к сюжету книги. Однако в случае с «Портретом Дориана Грея» это было бы ошибкой: предисловие романа — это манифест эстетизма, раскрывающий замысел автора.

В нем Уайльд пишет о том, что Красоту (именно так — с заглавной буквы) нельзя определять категориями нравственности или безнравственности — она должна быть лишена этической оценки. Красота ценна сама по себе. Писатель раскрывает идею о зыбкости нравственных постулатов и бессмысленности социальных табу. Для него нравственности нет — есть только понятие о красоте: эстетические ценности преобладают над этическими.

Оскар Уайльд был крупнейшим идеологом эстетизма. Это было новое направление в искусстве, вызывающее живой интерес у современников писателя. Уайльда даже приглашали в США с публичными лекциями, хотя на тот момент он еще практически ничего не написал. По существу, его знали только по скандальному поведению и остроумным афоризмам, которые передавались в Лондоне из уст в уста. Сам писатель был воплощением идеологии: он жил в соответствии со своими взглядами.
Оскар Уайльд предваряет собой литературу XX века. Сделав основой творчества эстетические идеи, он наметил тот разрыв между литературой реализма и модернизма, который произойдет в будущем столетии. После Уайльда литература не могла быть прежней: многие писатели стали создавать собственные художественные концепции. Количество литературных манифестов увеличилось в разы.

Оскар Уайльд

Новый гедонизм


Выразителем авторских идей в романе становится лорд Генри. Его главным жизненным правилом становится жизнь ради получения чувственного удовольствия. Он утверждает:

Новый гедонизм — вот что нужно нашему поколению. Было бы трагично, если бы вы не успели взять все от жизни, потому что юность коротка.

Так, в романе постулируются законы общества потребления: не нужно думать о будущем — нужно брать от жизни все. Жизнь коротка, красота быстротечна. Единственное, что можно противопоставить смерти, — это жизнь в моменте.

Эта мысль проходит через многие тексты Уайльда. Например, в сказке «Соловей и роза» соловей вынужден пожертвовать жизнью, чтобы розовый куст расцвел прекраснейшим цветком. Он должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу. В итоге соловей погибает, а прекрасная роза, обагренная его кровью, попадает под колесо телеги.

Этот же мотив мимолетности и в то же время самоценности красоты воплощен в сюжете, напрямую связанном с «Портретом Дориана Грея». В стихотворении в прозе «Поклонник» рассказана история о смерти Нарцисса. Ручей там оплакивает не смерть юноши, который смотрелся в его воды, а себя, так как теперь не сможет видеть в его глазах своего отражения. Красота зацикливается сама на себе.

Таким образом, «Портрет Дориана Грея» является продолжением многих сказочных сюжетов Уайльда.


Что мы не заметили, когда читали «Портрет Дориана Грея»?

Дориан Грей и Фауст


Тот сюжет, который разворачивается перед нами в «Портрете Дориана Грея», явно связан и с гетевским «Фаустом». Сравним: и Дориан, и Фауст подвергаются искушению земными страстями; и Дориан, и Фауст разрушают судьбы тех, кого любят, — Сибилы Вэйн и Маргариты; и Дориан, и Фауст становятся заложниками идей. Наконец, оба героя движимы борьбой со скукой. Однако между ними есть и важное различие: Фауст стремится к познанию, а Дориан — только к наслаждению.

Вследствие этого принципиально различны и финалы этих произведений. Если Фаусту прощается все зло, которое он совершил, то Дориан Грей погибает, так и не придя к просветлению. Ища чувственных наслаждений, он проходит точку невозврата, когда удовлетворение плотских желаний окончательно подменяет собой жизнь духа. Возвращение к прежней гармонии души и тела оказывается для него невозможным.

Так, параллель с трагедией Гете возвращает нас к нравственным категориям блага и зла, от которых Уайльд пытается уйти.

Что мы не заметили, когда читали «Портрет Дориана Грея»?

Как жизнь подражает искусству?


В эссе «Упадок искусства лжи» Уайльд выражает убеждение в том, что жизнь сама по себе очень скучна, во многом неприятна и уродлива. Поэтому изящная ложь — это главная цель любого искусства. По его же словам, «жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни». Отсюда возникает и дендизм, который прославил писателя: он тщательно следил за своей внешностью и одевался безукоризненно. Можно представить, каково было разочарование эстетствующего Уайльда, когда в Париже он встретил своего кумира, Поля Верлена. Писатель ожидал увидеть изящного поэта, а перед ним предстал небрежно одетый алкоголик.

«Подражая искусству», Уайльд испытал на себе многое из того, чему подверг своего героя Дориана Грея. Все это привело его к смерти в возрасте 46 лет. Здоровье писателя было разрушено сифилисом, которым он заразился еще в молодости, с годами Уайльд превратился в обрюзгшего, плохо одетого, одинокого мужчину. В нем никто не мог узнать прежнего блестящего денди. Так реальность романа действительно стала реальностью самой жизни.

Манифест или роман воспитания?


Кажется, что вся книга опровергает положения эстетизма, изложенные Уайльдом в предисловии. Он пытается снять с поступков маркер нравственности/безнравственности, призывает не оценивать их с точки зрения морали и провозглашает абсолютное избавление от категорий этики. Но при этом иллюстрирует, как жизнь ради наслаждений уничтожает человека. Эстетика оказывается неразрывно связана с этикой: красота Грея, изображенного на портрете, напрямую зависит от его поступков.

Трансформация портрета Дориана Грея

Что мы не заметили, когда читали «Портрет Дориана Грея»?

Таким образом, «Портрет Дориана Грея» — это роман о мимолетности жизни и испытании смертью. Сочиняя манифест эстетизма, писатель создал роман воспитания, показав, как идея о бесконечном потреблении разрушает человеческую личность.

А как вы понимаете роман Уайльда? Что думаете о взглядах писателя?


Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK|YouTube|Сайт
ЛИТЕРАТУРА