Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что отличает фильм «Дилижанс» от других вестернов?

Вестерн — классический жанр, переживший немало взлётов и падений. Рассказываем о фильме, который вывел его из застоя во времена, когда казалось, что все возможные шаблоны уже использованы и впереди лишь угасание.
Время чтения: 4 минуты.

Конец Великой Депрессии и цензура

США, 1939 год. Великая депрессия подошла к концу. В связи с началом Второй мировой войны производство в стране выросло, безработица постепенно перестаёт быть проблемой. Настроения людей меняются в лучшую сторону.
Соблюдение принятого в 1930 году Кодекса Хейса стало обязательным условием для проката фильмов в кинотетарах, что связало руки многим эксцентричным режиссерам и сценаристам. Персонажи должны были вести себя политкорректно, любовные интриги — завершаться в пользу семейных ценностей.
Это усугубило положение вестерна, герои которого всегда были максимально своенравны. Но могут ли любые запреты испортить действительно талантливую работу режиссера и всей съемочной группы?
«Дилижанс» (1939), реж. Дж. Форд

Усталость от жанра

Вестерн в то время был на пике популярности в США. Примерно каждый пятый фильм снимали в этом жанре. Неудивительно, что к концу 1930-х зрители начали уставать от однообразных сюжетов. Но «Дилижанс» прибегает к новаторским методам, что и выделяет его на фоне остальных кинокартин эпохи.
Сюжет фильма, как можно догадаться по названию, закручивается вокруг поездки на дилижансе из одного города в другой. Но все не так просто: враждебные племена апачи находятся на пути, а полиция может сопровождать героев только половину пути. Пассажиры дилижанса, выслушав предупреждения шерифа, все равно голосуют за отправку в путь. У каждого на это есть своя причина.
Начните зарабатывать на хобби на нашем курсе «Кинокритик». Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно.

Типичные составляющие

История и персонажи представляют собой квинтэссенцию жанра: карточный шулер, пьяница-доктор, секс-работница, банкир, домохозяйка, сбежавший преступник, шериф. За каждым из них интересно наблюдать. К тому же, в фильме мы видим развитие всех персонажей и можем проследить путь каждого из них из точки «А» в точку «Б». Это контрастирует с тем, что обычно показывают в вестернах — только главного героя.
Типичные штампы и приемы жанра присутствуют в «Дилижансе», проявляя себя на протяжении всего фильма. Например, с первых минут мы видим характерный динамичный монтаж и слышим захватывающий саундтрек.

Свежий взгляд

Нам честно показывают хаос на Диком Западе, к которому другие авторы не обращались, тот ли излишне романтизируя сеттинг, то ли попросту игнорируя хаотичность в пользу фокуса на своих сюжетах.
Легендарный Джон Форд снял свой первый разговорный вестерн и не побоялся уйти в сторону серьезной драмы. Он вложил в уста персонажей сложные вопросы о смысле жизни и критику в адрес страны.
«Дилижанс» (1939), реж. Дж. Форд
Да, здесь присутствует откровенно «киношная» и гиперболизированная развязка сюжетов главных героев, каждый из них получает по заслугам. Финал картины буквально разделяет персонажей на хороших и плохих. В этом очевидно влияние Кодекса Хейса: моральные принципы не снижены, насмешек в сторону шерифа (то есть закона) или неуважения в его адрес тоже не прослеживается. Стремление к «правильному жизненному стандарту» сохранено.
Но мешает ли кодекс насладиться кульминационной перестрелкой? Нет, Джон Форд объединяет усилия представителя закона и ковбоя, даёт им одного внешнего врага. Становится ли любовная линия менее интригующей без интимных сцен и откровенных нарядов? Тоже нет — благодаря хорошо прописанным диалогам, раскрытию персонажей через повествование и актерской игре надобность в них отпадает. Химия между двумя персонажами прослеживается с самого начала фильма.
Пять сюжетных линий и экранное время, разделенное примерно поровну между ними, расширили границы целого жанра. Эта работа продемонстрировала современникам, что вестерн — не только про погони и ограбления. Потенциал жанра намного больше, если дать возможность раскрыться целой группе персонажей и наделить их неоднозначными, «серыми» характерами.

Актёрская работа

Джон Уэйн, считавшийся «сбитым летчиком» к моменту съемок, превратился благодаря успеху «Дилижанса» в лицо жанра вестерн на следующие 30 лет. Клэр Тревор, звезда фильма, вызывает активное сопереживание своей героине, которая практически перерождается в ходе сюжета. Джон Кэрредин с лёгкостью заставляет поверить в доброту помыслов персонажа благодаря удачному попаданию в типаж. А харизматичный Томас Митчелл абсолютно заслуженно получил «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (хотя экранного времени у него наравне с Уэйном, а его доктор раскрылся едва ли не больше условно главного героя).
Джон Уэйн
Целый жанр смогла спасти одна великолепная работа, заставившая других режиссеров пересмотреть отношение к привычным шаблонным сюжетам. Несмотря на недоверие продюсеров и цензуру, Джон Форд смог дать необходимый импульс вестерну. Фильм собрал внушительную кассу и оставил гигантский след в истории кино.
Эта статья написана Дмитрием Нагаевым, студентом нашего профессионального курса «Кинокритик».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.
КИНЕМАТОГРАФ