Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Руслан и Людмила» — чтение не для детей?

Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» обычно читают в 5-м классе. Наверное, многие ещё со школы наизусть помнят строчки про Лукоморье. Но где это самое Лукоморье? И почему русалка сидит на ветвях, а не в воде? Кажется, многое в этом произведении осталось для нас непонятным.

Но не только образы и устаревшая лексика представляют сложность. Поэма, которую мы читали как сказку, на самом деле оказывается пародией, наполненной откровенной иронией и эротизмом. Что же мы не заметили в «Руслане и Людмиле»?

Время чтения: 3 минуты

Как Пушкина читают в школе


Некоторые педагоги шутят, что «Руслана и Людмилу» изучают как раз в том возрасте, когда ребёнок может осмыслить содержание поэмы, но не может понять всех шуток и иронии Пушкина. В 10 и 11-м классах эта поэма воспринималась бы явно более остро, и весь эротизм, которым наполнено произведение, был бы считан. Поэт писал не просто сказку, это была литературная игра с современной ему традицией, фольклором и поэтическим языком.

В методических работах, в которых «Руслана и Людмилу» предлагают для изучения в 5-м классе, рекомендуют учитывать просветительский пафос поэмы. Как предполагает Г. Я. Шишмаренкова, из неё ученики вынесут, что «многие явления в жизни человека невозможно предотвратить, однако их можно избежать, если руководствоваться добрыми, а не злыми намерениями, если помнить, что не всё подвластно человеку».

Безусловно, уроки литературы должны служить идеям просвещения и гуманизма, но сводить проблематику произведения к морали, пожалуй, не стоит. Современному пятикласснику подобные рассуждения покажутся банальными. В конечном счёте на литературе в школе должны учить думать, а не высказывать заготовленные клише.

Ваш курс, чтобы взглянуть по-новому на произведения русской классической литературы:


Зачем изучать «Руслана и Людмилу» как детскую сказку, если она создавалась как произведение для взрослых? Кажется, что совершенно незачем. 

О чём на самом деле «Руслан и Людмила»


Пушкин писал тексты на сказочные темы, при этом оборачивая сюжеты в весьма фривольную упаковку. Но он не был в этом первооткрывателем. Среди произведений, на которые он ориентировался, можно назвать балладу В. А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». 

Для русской литературы баллады Жуковского стали новаторским явлением. В них он обратился к «преданьям старины глубокой». Но его произведения — это яркий пример романтизма, в них поэт серьёзен. Пушкин позаимствовал у старшего современника стилистику и сюжет. Но поэма Пушкина приобретает весьма вольный характер и из-за иронии и просторечий выглядит как пародия.


Пушкин написал хулиганскую поэму в 20 лет, будучи молодым дарованием, тогда как Жуковский был уже всеми признанным писателем. Тем не менее Пушкин посмел по-доброму подшутить над своим старшим современником. Тот ответил благодарностью, подарив ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Ещё одним источником вдохновения для Пушкина стала «Орлеанская девственница» Вольтера, которая была популярна среди молодежи. И это неслучайно, так как в ней знаменитый французский просветитель очень вольно интерпретировал подвиги Жанны д’Арк. По сюжету пародийной поэмы все победы этой отважной девушки были обусловлены её чистотой, которую каждый хотел бы опорочить, но так и не смог. Как раз у Вольтера Пушкин заимствует вольность подхода к материалу. И у того, и у другого поступки персонажей объясняются не столько духовными, сколько физиологическими потребностями.

Так Пушкин создает немыслимый для литературы своего времени синтез: он объединяет русский фольклор с европейской традицией бурлескных историй: бурлеском называют комическую поэзию, в которой серьёзное содержание выражено несоответствующими ему средствами.

У Пушкина получается поэма, ориентированная на простонародность, но при этом с элементами неудержимого шутовства. Естественно, к такому произведению не могли отнестись равнодушно. Пушкин стал обсуждаемым писателем. У него появились как почитатели, так и ненавистники. И в дальнейшем его будут воспринимать через призму этого произведения, которое он начал писать, едва окончив лицей. Неслучайно в «Евгении Онегине» он напишет:

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас.


Почему поэму стоит перечитать


«Руслан и Людмила» — это удивительный образец сочетания ума, тонкой иронии и знания родной культуры. Для современников Пушкина последнее было в новинку. Вспомните хотя бы Татьяну Ларину из «Евгения Онегина», которая «выражалася с трудом на языке своём родном». В эту эпоху для дворян было привычно писать письма или вести интимные беседы на французском. И для Пушкина — тоже.

К тому же здесь поэт отличился и непринуждённым юмором. Правда, пальму первенства в этом у него заберет Н. В. Гоголь, но будет это гораздо позднее. Самые комичные персонажи во всём произведении — это Людмила, Черномор и автор, чей голос комментирует наиболее острые события. Кроме того, пушкинские герои наполнены жизнью, они противоречивы. Руслан и Людмила становятся заложниками неоднозначности своих чувств и желаний.


Вряд ли пятиклассникам будет очевидно, почему, например, в сцене свадебного пира жених томится, страдает, изнемогает в ожидании ночи. Ночь настает, наконец-то он ведёт невесту на брачное ложе и слушает «прерывающийся ропот последней робости». Но тут невесту ворует похотливый Черномор: вспомните ещё одну странную для одиннадцатилетних школьников сцену, когда он ее «ласкает дерзкою рукой».

В этом произведении Пушкин объединил сказочное и эпичное повествование, средневековое и современное, волшебное и лиричное. Трудно не согласиться, что это прекрасные стихи, к которым стоит обратиться, уже повзрослев.

Понравилась статья?
Читайте ещё о литературе здесь.

А о том, какие смыслы скрыты в романе в стихах Пушкина «Евгений Онегин», узнайте из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА