Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему все врут, что не смотрели «Великолепный век»?

Почему все врут, что не смотрели «Великолепный век»?


«Великолепный век» — главный хит турецкого телевидения, ставший популярным в том числе и в России. У сериала большая фан-база, но немало и тех, кто считает его бесконечной турецкой мыльной оперой, просмотр которой — это непростительное «убийство» собственного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное.

Но, несмотря на это, в чем-то сериал можно даже назвать прогрессивным, хотя события, которые в нем показаны, происходили 5 веков назад. Так за что же «Великолепный век» любят, а за что критикуют? Давайте разберемся.


Автор: Анна Макарова

Мыльная опера по-турецки


Хотя сериал «Великолепный век» снят в жанре исторической драмы, он во многом напоминает мыльные оперы. В России они стали популярны еще в конце прошлого века: тогда на советском телевидении выходила «Рабыня Изаура». Новый формат настолько заворожил зрителей, что во время показа незамысловатого бразильского сериала пустели улицы.

Сам термин «мыльная опера» появился в США в 1930-е гг. Для многих он является синонимом низкого качества, но в первую очередь «мыльная опера» — это про определенный подход.

Подобные сериалы ориентируются на долгую жизнь в эфире. Поэтому медленный темп повествования — их основное правило. Сюжетная линия, которая в другом шоу заняла бы пару серий, в мыльной опере может растянуться на несколько месяцев.

Отсюда следующая черта — множество шокирующих сюжетных поворотов. Сиюминутный эффект внезапности, способный вовремя «встряхнуть» заскучавших зрителей, становится важнее общей логики. По той же причине в мыльных операх используются грубые клиффхэнгеры: каждая серия заканчивается на самом «остром» моменте, заставляющем ждать продолжения. 


«Великолепный век» вполне вписывается в формат мыльной оперы. В центре сериала находится запутанная мелодраматическая линия. Главная героиня Хюррем в исполнении Мерьем Узерли изначально представлена как классическая «дама в беде» (хотя со временем образ становится гораздо многограннее). И действие развивается медленно, как это обычно бывает в мыльных операх: история растянута на 139 эпизодов по полтора часа.

Что касается кинематографических приемов, «Великолепный век» пользуется ими по минимуму, и это тоже роднит его с мыльными операми. В сериале невыразительный монтаж, простая операторская работа, прямолинейный закадровый текст в тех фрагментах, где нужно добавить пафоса или дополнительно объяснить чувства героя, многословные и высокопарные диалоги.

Но все это не уменьшает зрительскую любовь. Почему же именно «Великолепный век» так понравился публике?

Исторический контекст


Действие сериала происходит в XVI в., в период расцвета Османской империи, а у основных персонажей есть исторические прототипы. Да, всем давно понятно, что проекты, «основанные на реальных событиях», очень вольно обходятся с фактами. Но многих продолжает зачаровывать мысль о том, что некоторые показанные события происходили на самом деле. Также «Великолепный век» — это восточный колорит и рассказ о стране, историю которой большинство из нас почти не знает.

Например, реально существовавший закон Фатиха, согласно которому наследник трона, ставший султаном, может убить остальных, по-настоящему шокирует.

Сильная героиня


Если бы история о наложнице, ставшей женой султана Османской империи, была выдумкой от начала и до конца, она не производила бы такого эффекта. Но Хюррем Султан, известная в Европе как Роксолана, действительно существовала. Она положила начало женскому султанату — периоду в истории Османской империи, когда женщины серьезно влияли на государственные дела.

Помимо Хюррем, в сериале множество запоминающихся женских образов. Это и вечная соперница Хюррем — Махидевран, и Хафса Султан, и появившиеся позже Михримах и Нурбану, и многие другие. 

Костюмы и декорации


Создатели «Великолепного века» не стремились к исторической достоверности, из-за чего многие критиковали сериал. В 2012 г. о проекте нелестно высказался Реджеп Тайип Эрдоган, тогда премьер-министр, а сейчас президент Турции. Претензии были классическими: искажение образа великого правителя и «неправильная» трактовка истории.

Но «Великолепный век» — художественное произведение, не претендующее на достоверность. Кроме того, это, очевидно, продукт «на экспорт». Он сделан так, чтобы заинтересовать иностранных зрителей. Создатели не хотят рассказывать историю реальной Османской империи — они хотят продать загадочный образ страны из восточной сказки.

Да, реальные интерьеры османских дворцов XVI в. сильно отличаются от показанного в сериале, а роскошные костюмы актрис чересчур откровенны. Зато они привлекательны для косплея, а количество «Хюррем» и «Махидевран» в ТикТоке — куда более значительный показатель успеха, чем одобрение политиков. Впрочем, негодование Эрдогана не имело каких-либо серьезных последствий для сериала. Так что в этом противостоянии блистательная Хюррем снова победила. 



Сказки о любви


Несмотря на все дворцовые интриги, убийства и трагедии, именно романтические линии остаются движущей силой «Великолепного века». При этом любовь султана или шехзаде почти никогда не является для героинь самоцелью — это лишь шаг на пути к свободе и влиянию. Но мелодраме нужны чувства, поэтому девушки послушно влюбляются в нужных мужчин и разыгрывают жгучие страсти.

Также в «Великолепном веке» прослеживается забавный парадокс. Показанная в сериале реальность — это мужской мир, а большинство героинь попросту лишены воли. Но безвольными в нем оказываются именно герои-мужчины, расположением и чувствами которых играют жительницы гарема. В итоге практически все мужские персонажи теряются на фоне женщин — и далеко не только из-за костюмов и причесок.


Мыльные оперы — это стыдно?


Так уж сложилось, что у мыльных опер плохая репутация. Это объяснимо: «мыльные» сериалы вторичны, а часто и попросту лениво сделаны, поэтому их нельзя назвать «интеллектуальным» досугом. Но это всем доступная возможность расслабиться и «отключить» голову, наслаждаясь красивыми героями, пышными нарядами и неестественно бурными любовными страстями. А все мы на своем примере знаем, что и такой метод отдыха бывает просто необходим, верно?

В реальности история Османской империи и других великих государств не менее захватывающая, чем в сериале. В этом вы можете убедиться на нашем новом профессиональным курсе «Всемирная история» 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт
КИНЕМАТОГРАФ