Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему антиутопия «1984» не теряет своей актуальности

XX век стал веком антиутопий: в это время были написаны «Мы» Замятина, «Приглашения на казнь» Набокова, «О дивный новый мир» Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. Но среди них особняком стоит «1984».

Роман Оруэлла, написанный сразу после Второй мировой войны, до сих пор не уходит с вершин рейтингов книжных продаж и остаётся устрашающе актуальной книгой вот уже более 50 лет. Но почему именно эта антиутопия не теряет своей актуальности? Давайте разбираться.


Время чтения: 3 минуты


О чём книга


«1984» показывает мир 1984 года, в котором вся территория Земли оказалась поделена между тремя беспрерывно воюющими друг с другом сверхдержавами. Главный герой Уинстон Смит — гражданин Океании. Ею правит Большой Брат, бессменный и бессмертный лидер, плакаты которого развешены по всей стране. Смит — сотрудник Министерства Правды, и каждый день он вынужден менять исторические и литературные произведения в угоду партийной идеологии.



Роман показывает историю внутреннего бунта главного героя, который перестаёт верить официальной идеологии и совершает множество противозаконных поступков (ведёт дневник, влюбляется, читает). Но его ловят и под пытками вынуждают отказаться от своих взглядов. Его идеологической капитуляцией стало принятие абсурдного правила 2 x 2 = 5. В финале главный герой полностью подчинён системе, верит в её лозунги и идеалы. Внутренняя революция свободной личности потерпела крах.


Мир «1984»


Оруэлл тщательно создает мир своей антиутопии, продумывая каждую деталь. Тут и разработанная структура управления, и чёткая система воспитания масс, выраженная в «двухминутках ненависти», во время которых каждый гражданин выражает праведный гнев в сторону врага. Всё в этом мире работает как часы. Но что делает мир «1984» актуальным даже после краха тоталитарных систем XX века?


Большой Брат следит за тобой


В антиутопии вся жизнь граждан находится под постоянным присмотром: повсюду телеэкраны-камеры, которые транслируют только один канал и снимают всё, что перед ними происходит. Тотальная пропаганда вкупе с тотальной слежкой — идеальный рецепт подчинения масс.



А что у нас сейчас? Улицы современного мегаполиса усеяны камерами, которые снимают каждый наш шаг, и говорить о приватности уже не приходится. Наш телефон следит за нами не менее тщательно. От количества шагов до количества времени, которые мы проводим в разных приложениях, — вся наша жизнь превращена в набор данных, которые можно купить и продать.


Да, нас не заставляют смотреть один канал, как в «1984», но мы при этом связаны с нашими гаджетами-экранами гораздо сильнее, чем в романе. Наш цифровой след выдаёт нас всегда.


Новояз


Самый главный объект контроля — язык. То, о чём и как мы говорим, формирует то, о чём и как мы думаем. Поэтому любой политический режим, который стремится контролировать своих граждан, в первую очередь контролирует язык, на котором они говорят и думают.



Новояз — специально созданный язык, который на уровне лексики и грамматики уничтожает свободомыслие и пропагандируется официальную идеологию. Например, слово «свободный» возможно только в значении «свободный туалет», но никак в смысле «свободный гражданин».


В современном обществе СМИ являются тем институтом, который задаёт повестку дня и то, каким способом о ней нужно говорить. Если страны соперничают между собой и чувствуют обоюдную угрозу, то и лексика по отношению друг к другу будет выбрана особая. Все достижения принижают, все провалы гиперболизируют. По отношению к себе всё с точностью до наоборот.


Главный враг тоталитарного режима — сама реальность. Поэтому тоталитаризм создаёт миф о самом себе, погружая своих граждан в мир иллюзий. Сейчас мы наблюдаем нечто похожее: современное общество получает информацию из вторых рук. Перед нами образ реальности, но что происходит в действительности, мы не знаем. Об размышлял Бодрийяр в своей теории симулякров.


Новая история


Министерство правды, в котором работает главный герой «1984», занимается тем, что делает практически любое современное государство, оформляет своё прошлое. Ведь наряду с действительно подлинной работой по пониманию прошлого происходит и мифологизация собственной истории.


Ещё в Античности стремились создать «правильную» историю. Так, Гомер берёт сюжет Троянской войны и создаёт «Илиаду» и «Одиссею» как гимн афинской армии. А римский поэт Вергилий в «Энеиде» показывает тот же сюжет уже со стороны Трои, демонстрируя силу и храбрость этого народа. И проводит линию от потомков Трои до Римской империи.


Антиутопия «1984» показывает мир непрерывной войны. Враг — образ, объединяющий народ и позволяющий ему выплеснуть всю агрессию и ненависть вовне. В XXI веке мы видим риторику друг-враг, хотя мир давно стал «глобальной деревней», где такая жесткая двуполярная система должна погибнуть.


Великое произведение «1984» появилось в момент, когда тоталитарные режимы были одной из главных действующих сил на геополитической карте мира. Сейчас, когда мир внешне стал совершенно другим, внутренне, к сожалению, многое осталось неизменным. Мы все ещё видим фальсификацию истории, формирование системы тотальной слежки и использование образа врага для удерживания в страхе собственного населения. Этим объясняется постоянная актуальность «1984» — романа, написанного как сатира на XX век, ставшая в XXI веке ещё более актуальной.


Хотите познакомиться со всеми великими антиутопиями, но не хватает времени на чтение? Понимаем, именно поэтому собрали саммари «Утопии и антиутопии: главные авторы и произведения». Вы сэкономите время на чтение книг, которыми точно останетесь довольны. С промокодом BLOG30 саммари будет бесплатным на 30 дней!



Понравилась статья?

О жаре антиутопии читайте здесь.


Чтобы узнать больше об антиутопии Джорджа Оруэлла, смотрите видео нашего проекта:



Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА