Искусство и психология

Почему антиутопия «1984» не теряет своей актуальности?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


XX век стал веком антиутопий: в это время были написаны «Мы» Замятина, «Приглашения на казнь» Набокова, «О дивный новый мир» Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и многие другие. Но среди них особняком стоит «1984».


Роман Дж. Оруэлла, написанный сразу после Второй мировой войны, до сих пор не уходит с вершин рейтинга книжных продаж и остается устрашающе актуальной книгой вот уже более 50 лет. Но почему именно эта антиутопия не теряет своей актуальности? Давайте разбираться.


О чем книга?

«1984» показывает мир 1984 года, в котором вся территория Земли оказалась поделена между тремя беспрерывно воюющими друг с другом сверхдержавами. Главный герой Уинстон Смит – гражданин государства Океании, которой правит Большой Брат, бессменный и бессмертный лидер, плакаты которого развешены по всей стране. Смит – сотрудник Министерства Правды, и каждый день он вынужден менять исторические и литературные произведения в угоду партийной идеологии.


Роман показывает историю внутреннего бунта главного героя, который перестает верить официальной идеологии и совершает множество противозаконных поступков (ведет дневник, влюбляется, читает). Но его ловят и под пытками вынуждают отказаться от своих взглядов. Его идеологической капитуляцией стало принятие абсурдного правила 2x2=5. В финале главный герой полностью подчинен системе, верит в ее лозунги и идеалы. Внутренняя революция свободной личности потерпела крах.


Мир «1984»

Оруэлл тщательно создает мир своей антиутопии, продумывая каждую деталь. Разработанная структура управления, сатирически названная министерствами мира/любви/правды/изобилия и четкая система воспитания масс, выраженная в «двухминутках ненависти», во время которых каждый гражданин выражает праведный гнев в сторону врага. Все в этом мире работает как часы. Но что делает мир «1984» актуальным даже после краха тоталитарных систем XX века?


Большой Брат следит за тобой

В антиутопии вся жизнь граждан находится под постоянным присмотром: повсюду телеэкраны-камеры, которые транслируют только один канал и снимают все, что перед ними происходит. Тотальная пропаганда вкупе с тотальной слежкой – идеальный рецепт подчинения масс.


А что у нас сейчас? С одной стороны, улицы современного мегаполиса усеяны камерами, которые снимают каждый наш шаг, и говорить о приватности уже не приходится. С другой стороны, наш телефон следит за нами не менее тщательно. От количества шагов, до количества времени, которые мы проводим в разных приложениях – вся наша жизнь превращена в набор данных, которые можно купить и продать.


Да, нас не заставляют смотреть один канал, как в «1984», но мы при этом связаны с нашими гаджетами-экранами гораздо сильнее, чем в романе. Наш цифровой след выдает нас всегда.


Новояз

Самый главный метод контроля над жителями Океании – даже не постоянный надзор, а сама основа человеческой культуры – язык. То, о чем и как мы говорим, формирует то, о чем и как мы думаем. Отсюда любой политический режим, который стремится контролировать своих граждан, в первую очередь контролирует язык, на котором они говорят и думают.


Новояз – специально созданный язык, который на уровне лексики и грамматики уничтожает свободомыслие и пропагандируется официальную идеологию. Например, слово «свободный» возможно только в значении «свободный туалет», но никак в смысле «свободный гражданин».


В современном обществе СМИ являются тем институтом, который задает повестку дня и то, каким способом о ней нужно говорить. Если страны соперничают между собой и чувствуют обоюдную угрозу, то и лексикон по отношению друг к другу будет выбран особый. Все достижения – принижают, все провалы – гиперболизируют. По отношению к себе все с точностью до наоборот. Современное постинформационное общество, работающее на огромных массивах данных, как никогда зависит от того, кто эти данные создает и преобразует.


Нужно понимать, что главный враг тоталитарного режима – сама реальность. Поэтому тоталитаризм создаёт огромный миф о самом себе, погружая своих граждан в мир иллюзий. Сейчас мы наблюдаем нечто похожее: современное общество видит всю информацию уже из вторых рук; мы видим образ реальности, но что происходит в действительности, мы не знаем. Об этом хорошо говорит Бодрийяр в своей теории симулякров.


Новая история

Министерство правды, в котором работает главный герой «1984», занимается тем, что делает практически любое современное государство – оформляет свое прошлое. Ведь наряду с действительно подлинной работой по пониманию прошлого происходит и мифологизация собственной истории.


Еще в античности стремились создать «правильную» историю. Так, Гомер берет сюжет Троянской войны и создает «Илиаду» и «Одиссею» как гимн афинской армии. А римский поэт Вергилий в «Энеиде» показывает тот же сюжет уже со стороны Трои, демонстрируя силу и храбрость этого народа. И проводит линию от потомков Трои до Римской империи.

Свой/чужой


Антиутопия «1984» показывает мир непрерывной войны. Враг – образ, одновременно объединяющий свой народ и позволяющий ему выплеснуть всю агрессию и ненависть вовне. Думаю, не стоит говорить, что даже в XXI в. мы видим риторику друг/враг, хотя мир давно стал «глобальной деревней», где такая жесткая двухполярная система должна погибнуть.


Итого

Великое произведение «1984» появилось в момент, когда тоталитарные режимы были одной из главных действующих сил на геополитической карте мира. Сейчас, когда мир внешне стал совершенно другим, внутренне, к сожалению, многое осталось неизменным. Да, методы изменились, но не внутренняя суть. Мы все еще видим фальсификацию собственной истории, формирование системы тотальной слежки и использование образа врага для удерживания в страхе собственного населения. Этим объясняется постоянная актуальность «1984» – романа, написанного как сатира на XX век, ставшая в XXI веке еще более актуальной.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube

ЛИТЕРАТУРА