Фильм «Господин Никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормеля был главной надеждой авторского европейского кинематографа, но в итоге эта лента вызвала неоднозначные оценки. Одни увидели в фильме лишь пафос вечных вопросов без попытки дать внятные ответы на них. Для других же фильм стал откровением. Давайте разберём философию этого фильма (со всеми спойлерами!).
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Сюжет
Главный герой Господин Немо (или Никто) очнулся в недалеком будущем. Ему 118 лет. Он последний смертный человек на Земле, за жизнью которого наблюдают телезрители. Сам Немо заявляет, что ничего не помнит о своём прошлом.
Фильм состоит из нарезок разных вариантов жизни Немо, которые он мог бы прожить. И только в конце фильма мы узнаём, что всё показанное — это проекции разных жизней ребёнка, обладающего способностью видеть будущее. И какой во всем этом смысл?
Платон
В начале нам рассказывают, что до рождения человек знает всю свою жизнь. Но перед появлением на свет ангел прикасается к губам ребёнка, и он всё забывает. Это отсылка к философии Платона. Он считал, что человеческая душа бессмертна и обладает всей полнотой истины о мире. Но перед тем, как воплотиться в теле, она пьёт воду из реки забвения и всё забывает. Воплощённая в теле, душа «вспоминает» знания, которыми она обладает.
Главный герой — единственный, к кому ангел не прикоснулся. Поэтому Немо не потерял знание и будущее ему было известно.
Проблема выбора
Это главная проблема фильма. Сначала Немо выбирает родителей, у которых он родится. А затем, с кем из них ему остаться при их разводе. Ключевой является сцена расставания на вокзале. Это своеобразный перекресток с двумя возможными векторами жизни главного героя.
Маленький мальчик начинает продумывать свое будущее. В каждой из линий есть множество вариантов развития событий. Они зависят лишь от случая.
Эффект бабочки
Все события в фильме основаны на эффекте бабочки. Этот термин описал американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917–2008). Он означает свойство хаотической системы, в которой любое мельчайшее изменение может привести к глобальным последствиям. Например, бабочка, махнувшая крылом в Америке, может привести к торнадо в Индонезии.
В фильме то яичная скорлупа приводит к трагедии, то плохие шнурки не дают ребёнку добежать до мамы, то переваренное яйцо ведет к дождю, который смывает номер телефона, записанный на листке бумаги.
Нам постоянно показывают, как любая случайность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Так, если бы ветер не сорвал листок с дерева и не оставил его на тротуаре, то отец главного героя не поскользнулся бы на нём и не познакомился с мамой героя.
Но что тогда делать человеку в мире, полном случайностей? Выбирать.
Кто я
Если случайности определяют направление жизни, то что зависит от человека? В фильме дан ответ: от человека зависит выбор, именно он определяет, кто мы есть.
Сартр как-то сказал: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». То есть человека определяют не обстоятельства, а то, что он делает с их последствиями.
Главный герой видит тысячи вариантов будущего, но всё равно ему приходится делать самостоятельный выбор. Он осознаёт, что именно в этом и заключается его сила. Линии жизни, в которых он следует за матерью и отцом приводят к негативным финалам. Поэтому в решающий момент на станции герой бежит третьей дорогой, выбирая свой путь. И только на этом пути он обрёл счастье.