Искусство и психология

В чем смысл фильма «Господин Никто»?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


Фильм «Господин Никто» (2009) режиссера Жако Ван Дормеля за десять лет производства стал главной надеждой авторского европейского кинематографа, но в итоге эта лента произвела неоднозначное впечатление. Одни увидели в фильме лишь пустой пафос вечных вопросов без попытки внятного ответа на них, для других же фильм стал откровением и позволил по-новому взглянуть на свою жизнь.


Давайте разберем философию этого фильма и посмотрим, что он действительно хочет нам сказать (со всеми спойлерами).


Сюжет

Главный герой Господин Немо (или Никто) очнулся в недалеком будущем. Ему 118 лет, и он последний смертный человек на Земле, за последними днями жизни которого наблюдают телезрители. Все остальные люди бессмертны, поскольку их клетки искусственно обновляются.


Немо уверенно заявляет, что ничего не помнит из своего прошлого. При этом сам фильм – это нарезка из разных вариантов его жизни, которые он мог бы прожить. И только в конце фильма мы узнаем, что все его содержание – это проекции разных жизней ребенка, обладающего способностью видеть будущее. И какой во всем этом смысл?


Платон

Фильм начинается с пролога, в котором нам рассказывают, что до рождения человек знает всю свою жизнь. Но перед самым рождением ангел прикасается к губам ребенка, и он все забывает.


Это напрямую отсылает нас к идее древнегреческого философа Платона. Он считал, что человеческая душа бессмертна и обладает всей полнотой истины о мире. Но перед тем, как воплотиться в теле, она выпивает из реки забвения Леты. И все, что мы делаем в своей земной жизни – «вспоминаем» знания, которые у нас уже есть. Кстати, в фильме есть сцена, где дети погружаются в воду, как раз отсылая нас к этому сюжету.


Особенность главного героя в том, что ангел не прикоснулся к нему, и он не потерял свое знание. Поэтому он единственный человек, который может вспомнить будущее, так как оно для него уже известно.


Проблема выбора

Главная тема фильма – проблема выбора. Сначала Немо выбирает родителей, в семье которых он родится. А затем встает перед выбором, с кем из родителей ему остаться при разводе. Сцена расставания на вокзале – ключевая для понимания фильма. Именно здесь формируется перекресток с двумя возможными векторами жизни главного героя – с папой или с мамой. И маленький мальчик начинает продумывать свое будущее во всех возможных вариантах, которые мы и видим на протяжении фильма. В каждой линии есть множеств вариантов развития событий. И от чего же они зависят? Как мы видим, от случая.


Детерминизм

Первое, что приходит в голову при просмотре этого фильма – идея детерминизма. Это такая концепция, которая говорит о существовании единой причинно-следственной связи. Детерминизм предполагает, что если рассчитать положение всех частиц в мире, то мы будем знать как прошлое, так и будущее. На этой идее построен сериал «Разрабы» режиссера Алекса Гарленда.


Но в «Господине Никто» нет никакой предопределенности. В фильме мир представлен как набор бесконечно множащихся случайностей, взаимосвязь которых объясняется «эффектом бабочки».


Эффект бабочки

«Эффект бабочки» сформулировал американский математик и метеоролог Эдвард Лоренц (1917-2008). Это свойство хаотической системы, в которой любое мельчайшее изменение может привести к глобальным последствиям. Например, бабочка, махнувшая крылом в Америке, может привести к торнадо в Индонезии.


На протяжении всего фильма мы видим «эффект бабочки» в действии: то яичная скорлупа приводит к трагедии, то плохие шнурки не дают ребенку добежать до мамы, то переваренное яйцо ведет к дождю, который смывает номер телефона, записанный на листке бумаги.


Нам постоянно показывают, как любая случайность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Так, если бы ветер не сорвал листок с дерева и не оставил его на тротуаре, то отец главного героя не поскользнулся бы на нем и не познакомился с мамой героя.


Но что тогда делать человеку в мире, полном случайностей? Выбирать.


Кто я?

Глядя на тысячи вариантов своей будущей жизни, герой неизбежно задается вопросом: а где среди всех этих вариантов настоящий он? И фильм дает нам ответ: именно выбор делает нас теми, кто мы есть.


Сартр как-то сказал: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Иными словами, французский философ-экзистенциалист говорит нам о том, что обстоятельства нас не определяют. Решающее слово всегда остается за нами, и мы сами выбираем свою судьбу.


Фильм показывает нам человека, который может видеть тысячи вариантов будущего, но ключевой выбор ему все равно приходится совершать самостоятельно.


Во всех вариантах жизней, которые показывают нам на протяжении фильма, герой приходит к разным негативным финалам. Поэтому в решающий момент на станции герой бежит третьей дорогой, выбирая свой путь, не следуя ни за мамой, ни за папой. И только на этом пути он обрел настоящее счастье.


Таким образом, главная идея фильма заключается в том, что мы должны взять судьбу в свои руки и делать свой выбор, несмотря ни на что. Предопределенности не существует, и мы свободны проживать жизнь так, как сами считаем это нужным.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ