Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как музыка повлияла на творчество Густава Климта

На рубеже XIX и XX веков, в эпоху модерна распространяется идея синтеза искусств и создания универсального «всеобъемлющего произведения». Она вдохновляет как художников, так и композиторов. Музыкальная составляющая проникает в живопись, а живописная — становится частью музыки.

Густав Климт — главный художник австрийского модерна, основатель движения «Венский сецессион». В этой статье рассмотрим, как музыка отразилась в работах Климта. 

Время чтения: 5 минут

Музыкальные мотивы в творчестве Климта


Впервые музыкальные мотивы появляются у Климта в полотне «Музыка I» (1895). Юная гречанка, а может и современница художника, играет на лире. Причудливые орнаменты фона напоминают ноты или планеты — возможно, намёк на пифагорейскую «гармонию сфер». Они воспринимаются как материализованные звуки и придают картине осязаемый ритм.

Г. Климт «Музыка I», 1895 г.

Каждый может научиться анализировать образы и мотивы в шедеврах живописи. Ловите вашу готовую программу курсов, чтобы изучить искусство с нуля!


Три года спустя Климт получил заказ от греко-австрийского предпринимателя и мецената Николаоса Думбаса. Для музыкального салона в его венском дворце художник написал картины «Портрет Шуберта у рояля» и «Музыка II».

Портрет Шуберта был выполнен в нехарактерной для Климта импрессионистической манере, но отвечал вкусам публики. Картина «Музыка II» по композиции и сюжету напоминает первое полотно 1895 года. Здесь сохраняются реминисценции Античности, но меняется образ героини: юная девушка превращается в роковую женщину. К сожалению, обе картины были утрачены в 1945 году.

«Бетховенский фриз»


Самое значительное произведение Климта на тему музыки — его знаменитый «Бетховенский фриз». Это цикл картин, который был создан в 1902 году в честь 75-летней годовщины смерти Бетховена.

Цикл был представлен на XIV выставке художников-сецессионистов. Масштабный, 34-метровый фриз разместился в отдельном зале помещения Сецессиона. Изначально эта работа была задумана как временное обрамление статуи Бетховена скульптора Макса Клингера.

Сюжет «Бетховенского фриза»

В основе фриза лежит «Девятая симфония» Бетховена. Климт сумел виртуозно передать её размах и мощь средствами живописи.

Г. Климт «Бетховенский фриз», левая часть, 1902 г.

Читать «Бетховенский фриз» следует как книгу — слева направо. В левой части Климт символически изображает слабое и страдающее Человечество (обнажённые коленопреклоненные фигуры), которое просит о помощи Силу (рыцарь, облачённый в золотые доспехи). За спиной рыцаря — Сострадание и Тщеславие, которые должны сподвигнуть его на борьбу с силами зла.

Г. Климт «Бетховенский фриз», средняя часть, 1902 г.

Средняя часть фриза — воплощение мира зла. Его символом выступает Тифон — чудовищный монстр с головой обезьяны и телом змеи. Слева от него — обнажённые темноволосые девушки-горгоны — Болезнь, Безумие и Смерть, а справа — Похоть, Порочность и Невоздержанность. Одинокая измождённая фигура, стоящая поодаль — это Тоска.

Г. Климт «Бетховенский фриз», средняя часть, 1902 г.

Правая часть символизирует спасение человечества — его несёт Искусство (женщина, играющая на лире). Это идеальный мир, где возможны чистая радость и любовь.

Г. Климт «Бетховенский фриз», правая часть, 1902 г.

Финальные сцены фриза иллюстрируют цитаты из заключительной части «Девятой симфонии» — оды «К радости» Шиллера. Ангельский хор распевает «Радость, пламя неземное», а обнимающаяся пара означает «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»

Г. Климт «Бетховенский фриз», правая часть, 1902 г.

Музыка и Античность


Музыкальность пронизывает структуру фриза — движения изящных фигур, наклоны голов, переплетения тонких пальцев передают смену ритмов, повторы и паузы. Волнообразные, текучие контуры фигур соседствуют с заостренным ритмом орнамента.

Г. Климт «Бетховенский фриз», правая часть, 1902 г.

В «Бетховенском фризе» впервые в полную силу проявляется линеарный стиль Климта. Для него характерно влияние древнеегипетского и античного искусства. Отдельные образы — дочери Тифона и играющая на музыкальном инструменте женщина почти дословно цитируют древние изображения, отсылая к египетским росписям, греческой архаике и даже недавно открытым минойским фрескам.

Слияние музыкального начала с искусством Античности в «Бетховенском фризе» приобретает особое значение для художника. В представлении его современников, Древняя Греция — «колыбель цивилизации» — таит в себе скрытые силы, которые могут обновить современное искусство.

Музыка выступает как важнейшее из искусств, способное проникать сквозь время и пространство. Кажется, Климту удалось невозможное: воплотить звук в форме и красках.

Понравилась статья?
Читайте ещё о Густаве Климте здесь.

А для всех меломанов подкаст нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО