Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Юлия Кристева: чем занимается семиотика

Юлия Кристева — известный семиотик и автор множества работ в области лингвистики, философии и культурологии. В данной статье мы изучим её вклад в семиотику и поэтику, а также поговорим о важности её работ для философов и литературоведов.
Время чтения: 4 минуты.

Кто такая Юлия Кристева?

Юлия Кристева — французский семиотик, философ, литературовед и писатель. Она родилась и выросла в Болгарии, но в 1965 году переехала в Париж. Там она ходила на семинары Жака Лакана и Ролана Барта, работала с Клодом Леви-Строссом.
Кристева известна в не только своими работами по семиотическому анализу. Она писала о психоаналитических методах в изучении литературы, ввела в научный дискурс понятие «интертекстуальность» и оказала значительное влияние на становление французского феминизма и феминистских литературных исследований. Кроме этого среди интересов Кристевой философия языка и литературы как таковой. Это прослеживается во всех её текстах: и в научных статьях, и в художественных романах.
Сегодня она преподаёт в Университете Париж-VI и появляется в качестве приглашённного профессора в разных европейских университетах, выступает с публичными лекциями и продолжает писать научные и художественные тексты.

Что такое семиотика?

Семиотика изучает процессы создания, восприятия и интерпретации знаковых систем. Эта наука занимается исследованием языка, культурных символов, образов и знаков, которые мы используем, чтобы общаться и понимать мир вокруг нас (этот текст — тоже набор знаков, которые можно подвергнуть семиотическому анализу).
Семиотика помогает лучше понимать, какими способами мы используем знаки и символы для передачи информации и как это влияет на нашу жизнь и взаимодействие с окружающим миром. Она также позволяет исследовать, как разные культурные сообщества используют и интерпретируют эти знаки.
Вклад Юлии Кристевой в исследования семиотики весьма значителен: она не только разработала свою систему семиотического анализа, но и стала крупным популяризатором семиотики. Её метод анализа текста основан на идее того, что смыслы формируются через взаимодействие знаков и символов в тексте. Такой анализ предполагает, что смыслы не статичны, а постоянно меняются в зависимости от контекста, в котором они используются.
Её концепции повлияли на бартовскую теорию о смерти автора. Для него тоже важен контекст, в котором реципиент считывает сообщение, заложенное в тексте: люди разных эпох и культур могут понять произведения совершенно по-разному в силу разницы их мышления.

Семиотический анализ Кристевой

Кристева предложила этот метод в 1960-х годах, когда занималась исследованиями поэзии и поэтики. Она хотела показать, как различные элементы текста могут создавать разные уровни смысла и взаимодействовать между собой.
Для того, чтобы описать, как работает её теория, исследовательница ввела два понятия: «фенотекст» и «генотекст». Фенотекст — это конкретное произведение, набор знаков, а генотекст — это множественность смыслов и культурных кодов, с которой фенотекст взаимодействует, порождая новые значения. По Кристевой, мы не можем анализировать генотекст привычными лингвистическими методами, потому что он воспринимается на абстрактном уровне.
Знаки и символы играют большую роль в процессе формирования личности и идентичности. Кристева рассматривала, как они используются для создания и разрушения различных культурных и социальных идентичностей: как самоидентифицируются люди относительно того или иного политического, социального и личного контекста.
Курс, который заменит вам 30 книг, 50 академических часов и скучные статьи:
Это приводит нас к философской политической теории: существует явная взаимосвязь между языком, властью и идеологией. Кристева изучала, как язык и знаки используются для создания власти и контроля, а также как они могут использоваться для освобождения и протеста. С этим связаны её работы в феминистском пространстве.
Другим важным понятием для семиотического анализа Кристевой является платоновская хора. Она интерпретирует этот термин с постструктуралистской точки зрения, отсылая при этом к психоанализу. В её понимании хора — это не знак и не его означающее, а пространство между. В пример она приводит анализ материнского тела и тела «доязыкового» субъекта: младенца. У младенца нет понимания символов и знаков, но он связан с ними на уровне пространства и жестов, действует с помощью биологических инстинктов. После того, как наступает лакановская стадия зеркала и запускается процесс самоидентификации, наш ребёнок покидает пространство хоры.
Разработанный метод анализа используется в работах Кристевой не только для изучения того, как поэты используют язык и знаки, но и чтобы создавать бесконечное пространство смыслов. Она также рассматривает более сложные структуры: романы, фильмы, политические речи.
Исследования Юлии Кристевой в области семиотики по-прежнему играют важную роль в изучении семиотики, вдохновляют исследователей и ученых в разных областях гуманитарного знания.
Рассказываем подробнее о самой семиотике в нашем материале:
Что такое семиотика
О великих философах от Платона до Ницше — в видео нашего проекта:
ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРА