Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Тайные символы в романе «Мастер и Маргарита»

Всё не просто так. Особенно, если речь идёт о таком сложном и мистическом романе, как «Мастер и Маргарита». Есть множество теорий, навеянных как самим Булгаковом (например, его загадочные встречи с призраком Гоголя), так и поклонниками творчества. Но как много символов можно обнаружить в самом тексте? Давайте искать вместе.

Время чтения: 3 минуты

Имена героев


Имя — очень простой способ дать характеристику персонажу. Самые говорящие, конечно, у Воланда и свиты.

Воланд

Загадочный герой, в котором легко узнается образ сатаны. Булгаков заимствует имя Воланд из цитируемого им «Фауста» Гёте — так о себе говорит сам Мефистофель. А ещё Воланд очень похож на старонемецкое Faland, что означает «лукавый».


Азазель (он же Азазелло)

Демон пустыни, в которого верили древние евреи. Он же, согласно апокрифической литературе, научил людей воевать: мужчин владеть оружием, а женщин обманывать.

А ещё так назывался библейский обряд, связанный с искуплением грехов: все преступления «отдавали» козлу, которого потом уводили в лес, сжигали или бросали в пропасть. Так и появилось выражение «козёл отпущения».

Ваш курс, чтобы изучить всю историю русской литературы:


Бегемот

И правда сначала больше походил на бегемота (и одновременно на слона), чем на кота. Его Булгаков скорее всего нашел в книге М. А. Орлова с исчерпывающим названием «История сношения человека с дьяволом». По догадке жены писателя, это ещё и их серый, но толстый кот Флюшка.

Фагот

Ну а версий, почему Коровьев Фагот, невероятно много. Например, фагот напоминает французское слово fagotin — «шут». Есть и вариант проще — писатель просто продолжил традицию описаний персонажей: Гоголь и Грибоедов использовали это слово для обозначения хриплого, неприятного в произведениях.

В романе нет случайных имён: Маргарита не только, как и Мастер, начинается на «М», но и означает «жемчужина». Варенуха — это алкогольный напиток на основе водки или самогона. Даже трамвай под буквой «А» в 30-е годы называли Аннушкой! Совпадение ли?

Явления природы


Природа в литературе — своеобразное художественное средство. Чаще всего через неё передают эмоции героев. В «Мастере и Маргарите» природные образы являются символами. Самые явные из них — положение луны и солнца.

Луна — мистический символ, отображает связь с магическим и потусторонним. В полную луну Маргарита становится ведьмой; в лунном свете Бездомной наблюдает, как уходят герои. Лунная дорожка освобождает Пилата от мучений и приводит к Иешуа.

Солнце — символ очищения. Под палящими лучами висит невинный Иешуа. И Ершалаим, и Москва плавятся от зноя. Этот тяжелый беспощадный свет — предвестник будущих событий.

Единственные, кого солнце не тяготит, — Мастер и Маргарита, встретившиеся под майскими лучами. Жестокое для других светило становится для них тёплым воспоминанием, потому что их как будто очищает сама любовь.


Солнце явно ассоциируется с пожарами в нехорошей квартире и в ресторане Грибоедова. Эта связь с демоническим огнём — ведь Бегемот не просто так починяет примус — намекает, что Воланд несёт не зло, а возмездие. 

Предметы


Говорящих предметов в романе тоже много. Например, зеркало как символ мистики и сверхъестественного. Маргарита смотрит на себя, когда обмазывается кремом. Через зеркало воды на Патриарших прудах появляется Воланд. Да и в квартиру Лиходеева свита проникает через отражение в передней.

Показательны атрибуты самого Воланда — трость с головой пуделя, талисман на груди в виде скарабея. Трость — отсылка к Гёте и превращению Мефистофеля. А сам чёрный пёс (хоть и не трёхглавый) не может не напоминать Цербера из греческой мифологии — он охраняет подземный мир. Скарабей — символ бессмертия, в Древнем Египте этих жуков клали в саркофаги.

Одежда героев намекает на их взаимосвязь. Один из важнейших элементов — плащ. Его носит прокуратор Иудеи, его же носит и Воланд. Причём цвета противоположны — белый и чёрный. В чёрные плащи закутаны все персонажи-участники последнего полёта. Они как бы просто исчезают, растворяются в вечности.

Цвета


С помощью цвета Булгаков расставляет акценты в романе. Он упоминает жёлтый, чёрный, белый, зелёный и красный. Писатель определённым образом сочетает цвета (зелёный и чёрный, белый и красный) и как бы добавляет эмоцию («тревожные жёлтые цветы») — так читатель начинает интуитивно предсказывать события.


Белый плащ Понтия Пилата явно символизирует справедливость, но у него ещё и «кроваво-красная» подкладка. Это отражает справедливость — она жестока, её основа — не любовь, а подчинение закону. Красный как бы переворачивает смысл белого. То же происходит и с жёлтым цветом, когда тот упоминается вместе с чёрным.

Интересно описаны глаза Воланда — они разноцветные, да ещё и меняются. Один чёрный, как тьма и смерть. Второй зелёный, а потом уже жёлтый. Многие исследователи связывают это с двойственной природой сатаны — вроде сгусток силы, но при этом человек.

Больше всего в произведении чёрного и жёлтого. Поэтому и Иешуа кажется столь необычным и незапятнанным в своей голубой разорванной одежде.

Детали, которые мы разобрали — только основа. Некоторые видят на страницах романа даже связь с масонами — треугольник на портсигаре Воланда и правда на это намекает.

Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:

Главные романы Ф. М. Достоевского

Больше о романе Булгакова узнайте из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА