Журнал «Правого Полушария Интроверта»

За что мы любим Эдгара Аллана По

Эдгар Аллан По — основатель детективного жанра, мастер коротких рассказов и признанный классик мировой литературы. Но так было не всегда.

Время чтения: 3 минуты

Первый писатель Америки

Эдгар Аллан По — первый профессиональный американский писатель. Профессиональный в том смысле, что зарабатывал на жизнь литературным трудом, точнее, пытался зарабатывать. Это роднит его с А. С. Пушкиным, который первым в России получал за свои произведения гонорары. В то время профессия писателя не считалась почётной и не приносила больших денег. Авторы часто прятали свои настоящие имена за псевдонимами.
Правильней называть Эдгара По не писателем, а литератором. Он заложил основы литературной критики, профессиональной журналистики и писательства как ремесла. По говорил о том, что труд автора — это не только музы и вдохновение, но и тяжёлая работа. Это автор демонстрировал собственным примером, смешивая стили, изобретая новое, пробуя себя в разных литературных жанрах.
Ваш курс, чтобы изучить всю историю европейской классической литературы:
По всё время экспериментировал, «разбрасывал» себя. Из-под его пера выходили рецензии, рассказы, стихи, фантастические истории. Он писал ярко, талантливо и очень разнообразно. Его много печатали, однако, прижизненного успеха он не снискал.

Первый детектив

Эдгар По изобрёл детектив. Представьте: люди ещё не знакомы с Шерлоком Холмсом и Эркюлем Пуаро, и вдруг появляется сыщик Дюпен.
Сегодня его произведения — классика готической и детективной литературы. Но в XIX веке американский обыватель, для которого и про которого писал По, не считывал смыслы из его текстов. По скорее раздражал общество, что неудивительно — он презирал и считал фальшью идею об американской мечте с её культом богатства, карьеры и репутации. Американцы не слишком жаловали По, умер он в совершенном забвении.

Второе открытие Эдгара По

После смерти писателя и до его всемирной славы пройдут десятилетия. Он умер, забылся, его книги почти не переиздавали. А потом в Европе его заново открыл Шарль Бодлер. Все высоко оценили «Ворона», «Улялюм», «Колокола», прочитали детективные рассказы «Маска красной смерти», «Убийство на улице Морг», познакомились с Огюстом Дюпеном и с леди Лигейей. С этого момента слава Эдгара По вознеслась до небес.
Следом интерес к его творчеству проявили и русские литераторы. Произведения Эдгара По ценил Ф. М. Достоевский, а главным популяризатором и переводчиком в России считается Константин Бальмонт.
Кстати, есть байка, что По побывал в Петербурге. Эту легенду сочинил сам писатель. Якобы во времена студенчества он покинул отчий дом с пустыми карманами и отправился помогать грекам в борьбе за свободу. Но что-то пошло не так и он оказался в Санкт-Петербурге. Биографы писателя эту историю не подтверждают.

Ремесло писателя

По стал писателем, когда американская литература ещё только формировалась. Своим творчеством он оказал влияние на всех последующих американских авторов. Детективный жанр в литературе стоит «на плечах гиганта» по имени Эдгар Аллан По.
По говорил, что мастерство писателя не измеряется размером произведения. Напротив, рассказы должны прочитываться в один присест. Важна форма, чётко спланированное повествование и логичное построение сюжета.
Писатель не боится экспериментов — он миксует реализм, символику, мистику, фантастику, готику и детектив. В каждом жанре По хорош и уникален. Иногда сложно поверить, что «Убийство на улице Морг» написал тот же самый человек, что и «Лигейю» — самый невероятный готический рассказ всех времен.
По знаменит не только детективными рассказами, но и поэзией. Из-под его пера вышли знаменитые стихи «Улялюм», «Колокола» и, конечно, «Ворон» — самое известное стихотворение американской поэзии. По пишет богатым, изысканным английским языком. Считается, что сделать литературно-поэтический перевод «Ворона» невероятно сложно. По количеству переводов это стихотворение соперничает с сонетами Шекспира.

Цена гения

Слава горького пьяницы неотступно следует за Эдгаром По. Началось всё с детства, когда нянечка вместо успокоительного давала малышу хлеб, размоченный в вине. Болезненная психика По раскачивала его на эмоциональных качелях от полного оцепенения до приступов неописуемого восторга.
Современники считали писателя нервным и странным. Его мучали психозы, галлюцинации, мания преследования и страх быть похороненным заживо. По был заложником собственных страхов и несчастий. Все жизненные неурядицы: ссора с отчимом, смерть мачехи, отчисление из университета, болезнь и смерть жены — писатель переживал очень тяжело. Чёрная меланхолия смешивалась с запоями, всё это приводило к срывам.
Вместе с тем галлюцинации провоцировали творческий всплеск. Расстроенная психика медленно убивала По-человека, но питала По-писателя. Нет сомнений, что автор испытал на себе те состояния, которыми наделял героев своих произведений.

Понравилась статья?
Читайте ещё о литературе здесь.
Любите мистику и ужасы? Смотрите видео нашего проекта, чтобы по-новому взглянуть на любимые с детства сказки:

Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА