Искусство и психология

Классическое vs современное искусство

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Никита Добряков

Когда речь заходит об искусстве, довольно часто я вижу два непримиримых лагеря: одни отстаивают важность классического искусства, другие стоят на стороне современного.

Поэтому сегодня я предлагаю предлагаю разобраться в главных аргументах обеих сторон, а в конце я обозначу свою позицию. 

Красота/уникальность
Сторонники классического искусства говорят о том, что оно прекрасно и возвышенно, тогда как современное искусство зачастую некрасиво и не демонстрирует мастерство своих авторов: «В этих каракулях нет и сотой доли прекрасной кисти Рафаэля».
image
Им отвечают, что современное искусство зато обладает большим количеством уникальных стилей и ренессансное совершенство его совсем не интересует. Поллока невозможно спутать с Ротко, а Ай Вэйвэя – с Такаси Мураками. По сути каждый художник сам себе стиль, тем самым разнообразия гораздо больше, чем в классическом искусстве.
Понятно/непонятно
Лагерь классического искусства часто любит порицать современное за его непонятность. Дескать, ничего не понятно в этих ромбиках и точечках, а вот у Рафаэля зато все ясно.

На мой взгляд, современное искусство проще для понимания, чем классическое. Ведь оно является отражением нашей с вами действительности, и многие художники поднимают темы, которые понятны и без длинных кураторских текстов. К тому же его необязательно осмыслять: например, цветовые инсталляции Джеймса Таррелла нужно только смотреть и чувствовать.
image
Понимать классическое искусство гораздо сложнее. Надо знать мифологию античности, римскую историю, библейские сюжеты, разбираться в символизме цвета и жестов, знать особенности менталитета эпох прошлого и многое-многое другое. Босх без этих знаний превратиться в набор монстров, а Брейгель останется совершенно непонятным без знания фольклора. А поскольку современное искусство было относительно недавно, то оно не закрыто от нас пеленой истории.
Моя позиция
Лично я больше люблю современное искусство. И дело не в оценке – лучше оно или хуже. Меня увлекают эксперименты со способом создания нового эстетического опыта и его переживание. Классическое искусство – это законченный объект, вроде картины или скульптуры, на которые мы можем только смотреть.

А современное искусство предлагает нам новый опыт. Например, Олафур Элиассон в «The Weather Project» создал в лондонской галерее Тейт Модерн огромное искусственное солнце. Художник создал уникальное пространство, которое можно было воспринимать не столько визуально, сколько на чувственно-телесном уровне.
image
А бывает так, что самого объекта искусства нет, а есть пространство, в котором художник взаимодействует с публикой (к примеру, Тино Сегал). Самим произведением искусства при этом является взаимодействие между людьми. И за всем этим ужасно интересно наблюдать (а еще интереснее – становиться участником).
image
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

ЖИВОПИСЬ