Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бумажный дом»: как испанский сериал об ограблении стал мировым хитом?


(Осторожно, спойлеры!)

Совсем скоро, 3 сентября, на Netflix выйдет 5 сезон «Бумажного дома». Это испанский сериал, который добился международного успеха и стал настоящей сенсацией. Если слова «Берлин», «Токио» и «Москва» ассоциируются у вас не только с мировыми столицами, вероятно, вы наверняка смотрели хотя бы пару серий

Благодаря чему сериал добился такой популярности? Попробуем разобраться.

История успеха


Netfix славится разнообразием контента. Здесь можно найти шоу на любой вкус: от корейских дорам до мыльных опер африканского Нолливуда. В 2017 году Netflix заинтересовался испанским сериалом «Бумажный дом», который достойно стартовал у себя на родине, но быстро терял зрителей. И, как выяснилось, американские продюсеры не зря поверили в проект Алекса Пины.

«Бумажный дом» начинается как классический фильм-ограбление наподобие «11 друзей Оушена». Загадочный гений Профессор собирает команду людей, которым «нечего терять», чтобы реализовать самое дерзкое ограбление в истории. Аппетиты преступников действительно впечатляют: грабить собираются Монетный двор Испании. Впрочем, довольно быстро возникает вопрос, насколько вообще тут уместно слово «ограбление». Ведь герои планируют не украсть деньги, а напечатать их.

Как и полагается хорошим кинограбителям, персонажи имеют определенную идеологию и строгий свод правил. Например, им нельзя строить отношения, поэтому вместо имен они выбирают себе названия городов. Также Профессору принципиально важно, чтобы их план реализовался без единой человеческой жертвы. Работа героев с общественным мнением станет одной из главных тем сериала. А борьба самого сериала за зрительский интерес закончится всеобщим признанием в 2018 г., когда проект окажется самым популярным неанглоязычном шоу Netflix.

«Бумажный дом», безусловно, сделан по голливудскому образцу, но при этом грамотно дополняет действие сугубо национальным колоритом. Грабители носят маски с лицом Сальвадора Дали и поют «Bella Сiao» – народную итальянскую песню, ставшую символом сопротивления. К тому же здесь задействованы испанские актеры, до этого малоизвестные за пределами родины.

Сами образы героев, их красные комбинезоны и оригинальные маски уже стали достоянием общественности. Уместно вспомнить маску Анонимуса, также ставшую частью поп-культуры после фильма «V – значит Вендетта».

Композиция


Едва пообещав зрителю классическую историю о гениальном ограблении, сериал быстро отходит от ожидаемой композиции и заметно усложняет ее. Но как?

Во-первых, в шоу присутствуют две временные линии. В настоящем времени герои действуют в замкнутом пространстве захваченного ими Монетного двора. Мы наблюдаем за развитием их отношений и за тем, как персонажи противостоят властям. А в прошлом, показанном через флэшбеки, нам раскрывают детали многоступенчатого плана ограбления, а также объясняют мотивацию героев.

Во-вторых, мы следим за историей, переключаясь между несколькими точками зрения, каждая из которых имеет значение. То мы смотрим на происходящее глазами авантюрных преступников, которым уже начали сопереживать, то глазами заложников, к чувствам которых тоже легко подключиться, то глазами следовательницы, которая не просто противостоит грабителям, но и сама является сильной героиней. Еще один взгляд – это взгляд гениального Профессора, у которого, кажется, продуманы все ходы и даже все вероятные ошибки.

Таким образом, авторы помещают нас в очень интересную ситуацию. Здесь нет положительных и отрицательных героев. Есть сложный мир и персонажи, каждый из которых имеет свою историю. Кому из них сопереживать больше – решать нам, и у вас точно появится свой любимчик.

Персонажи


Прежде чем обсуждать конкретных персонажей, хочется отметить, что «Бумажный дом» – это территория антигероев. Каждого есть за что любить и есть за что ненавидеть. Ансамбль персонажей «Бумажного дома» разнообразен и часто довольно нетипично обыгрывает тот или иной типаж. Но без стереотипных героев тоже не обошлось.

Например, сам Профессор вполне вписывается в уже привычный образ загадочного гения-социопата. Подобные персонажи давно захватили киноиндустрию и прочно удерживают позиции. Сюжетная арка Профессора во многом повторяет сюжетную арку образцово-показательного антигероя этого типа – Шерлока Холмса из сериала BBC. Герой, отрицающий эмоции и руководствующийся точным расчетом, оказывается в положении, когда он больше не может следовать собственным правилам.

Также весьма стереотипной кажется Токио – героиня, с которой мы «входим» в сюжет и чей закадровый голос сопровождает многие ключевые моменты. Токио – красивая дерзкая преступница с весьма драматичной предысторией. Без такой девушки команда была бы неполной, однако едва ли можно назвать этот образ оригинальным.

А что же можно сказать о стереотипах, которые сериал «переворачивает»?

Еще один яркий антигерой-социопат, ставший любимчиком зрителей, – это Берлин. По сравнению с Профессором, он намного более эмоционален, харизматичен и агрессивен. Казалось бы, по всем правилам такой популярный персонаж не может умереть, но здесь создатели идут практически по пути «Игры престолов», неожиданно и ярко избавляясь от эффектного героя (хоть и оставляя себе лазейку в виде флэшбеков).

Хельсинки, на первый взгляд, стереотипный «громила», который оказывается трогательным добряком и совсем иначе обыгрывает свою подчеркнутую маскулинность.

В третьем сезоне коллекцию самодостаточных и ярких женских образов дополнила комиссар Алисия Сьерра. Да, беременная героиня на службе не самое типичное, но все же знакомое киноманам сочетание («Фарго»). Однако такую героиню, мы, вероятно, видим впервые: беременность ничуть не мешает ей быть хладнокровной, расчетливой и абсолютно жестокой. После типичных образов женщин «в положении» Алисия становится глотком свежего воздуха.

Благородные преступники


На протяжении всего сериала герои борются за симпатии общества. Профессор тонко и умело подставляет полицейских и обличает лицемерие властей. Социальная проблематика проходит сквозь все элементы шоу: от центрального события до бэкграунда каждого из персонажей. И им сложно не сопереживать, ведь они позиционируют себя как современные Робин Гуды, «ломающие систему».

Более того, «отрицательность» персонажей нисколько не мешает создателям говорить о важности вполне привычных ценностей. Герои «Бумажного дома» становятся настоящей семьей. И в такую неидеальную, но по-своему крепкую семью мы верим даже с большей охотой. И даже Профессор, который всегда бежал от эмоций, привязывается к своей команде и сам нарушает запрет на отношения, который обозначает в самом начале.

Можно ли назвать сериал идеальным? Вряд ли. В закрученном сюжете хватает «белых пятен» и нелогичностей. Более того, в какой-то момент сценаристы, кажется, попали в ту же ловушку, что и авторы вышеупомянутого «Шерлока». В попытке впечатлить зрителей создатели перехитрили сами себя и стали предлагать сюжетные ходы, которые вызывают, скорее, недоумение, чем восторг.

Но все эти недостатки уходят на второй план, когда вы включаете новую серию: события постоянно держат в напряжении, а бешеный темп и ритм повествования не позволяет оторваться от экрана, пока вы не досмотрите сезон. В этом и состоит рецепт успеха сериала: возьмите гениальный план ограбления, добавьте харизматичных героев, закрутите сюжет и не раскрывайте все карты сразу.

O bella ciao, bella ciao, bella ciao ciao ciao...

А вы смотрели «Бумажный дом»? Есть ли у вас свой любимчик среди персонажей?)

Мы уверены, что грядущий сезон еще удивит нас яркими ходами и продуманными манипуляциями Профессора. А разобраться в том, как они работают, вам поможет курс «Манипуляции и манипулятора». Эти знания не помогут вам ограбить Монетный двор Испании, зато повысят эффективность вашего межличностного общения:  

  • 12 часов лекций;
  • Доступ навсегда;
  • Онлайн в любое время.

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ
КИНЕМАТОГРАФ