Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как снимает Кирилл Серебренников?

Кирилл Серебренников — режиссер, чьи фильмы стабильно отправляют на премьеру в Канны. В чем новаторство Серебренникова и почему его так любят? Разбираемся в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Политика — это том, что здесь и сейчас

В адрес Серебренникова, как и почти каждого режиссера, снимающего кино о России, часто летят обвинения в «очернении» родины. И правда, мало какой фильм режиссера можно назвать позитивным. «Ученик» — история религиозного психоза обычного школьника, «Петровы в гриппе» — фантастическая фантасмагория в сеттинге российского города.
Кино Серебренникова действительно политическое. Вот, что сам режиссер подразумевает под этим: «Я думаю, что политическое кино — оно не про аспекты современной политики, а про то, что происходит с людьми здесь и сейчас, в России. Мне кажется, ничем другим вообще не стоит заниматься. Ни в театре, ни в кино».

Хотите погрузиться в мир российского кинематографа, чтобы поддерживать разговоры с заядлыми синемафилами? Получите готовый гайд от эксперта в саммари «История русского кинематографа». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.

Нагота как стихия

Почти все работы Серебренникова, будь то кино или спектакль, щедро показывают обнаженные тела. Появляться они могут как в совершенно естественных сценах (купание в «Лете»), так и в неожиданных местах (детские воспоминания главного героя «Петровых в гриппе»).
Режиссер этого не отрицает и подробно объясняет, почему так: «Идеальный театр для меня — это голый человек на пустой сцене, любого пола. Это человеческое тело, которое не врет. В каждом моем спектакле есть огонь, вода, земля и есть человеческое тело. Это одна из частей моей вселенной, того языка, который мне необходим. Я никогда не делаю человеческое тело сексуальным, его воспринимают как арт-объект».

Сочетание театральности и кинематографичности

Серебренников — и кино-, и театральный режиссер. Между двумя этими воплощениями у него нет противоречий, что редкость среди его коллег. Кинорежиссеры часто ставят спектакли в театре, но не задерживаются там. Серебренников же — человек, совмещающий и международные фестивали, и художественное руководство в крупном театре.
Кино он спокойно переносит на сцену и наоборот. Еще в первом московском спектакле Серебренникова «Пластилин» (2001) было множество совершенно киношных сцен и отсылок к фильмам — например, к «Заводному апельсину» Кубрика.

Вредные советы

Кирилла Серебренникова, как и многих именитых режиссеров, уже не раз спрашивали, почему какое-то кино хорошее, а другое — плохое. Собрали для вас все «рекомендации» для того, чтобы снять худший фильм по мнению Серебренникова:
  • Снимайте блокбастеры, ведь в этом жанре России нет равных.
  • Снимайте только ради того, чтобы заработать деньги, другой мотивации у режиссера быть не должно.
  • Снимайте только фестивальное кино о России, пусть его смотрят итальянцы и французы, но не россияне.

О другом современном режиссере (режиссерке!) читайте в нашей статье:
Как снимает Грета Гервиг?
КИНЕМАТОГРАФ