Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл романа «Доктор Живаго»

Этот роман Борис Пастернак создавал 10 лет. После первой публикации за рубежом писателю была присуждена Нобелевская премия, но от неё заставили отказаться. Сегодня сложно поверить, что официальный выход книги в СССР состоялся через 30 лет.
«Доктора Живаго» называют главным романом XX века. В чём его смысл? Разбираем в статье.

Время чтения: 3 минуты

О чём роман

«Доктор Живаго» — это роман, отразивший великие перемены в жизни России. Он охватывает почти 50 лет в истории страны: Первая мировая война, три революции и гражданская война. Географически он так же велик: действия происходят в Москве, на Урале и в Сибири. А стихотворение главного героя «Белая ночь» явно навеяно атмосферой Петербурга.
Изображение масштабных исторических событий роднит «Доктора Живаго» с эпопеями. Однако история здесь изображена через восприятие героев, так что это роман скорее не об эпохе, а о жизни в ней.
При этом здесь переплетается правда и вымысел. Так, вместе с реальной Москвой есть и выдуманный город Юрятин, некоторым исследователям напоминающий Пермь. Кроме того, есть и хронологические пробелы — некоторые годы из жизни героев пропущены. Это подчёркивает состояние потерянности, неизвестности в пучине революции.

Кто такой доктор Живаго

Главный герой романа — Юрий Андреевич Живаго. Повествование начинается со смерти его матери, когда Юра был ещё ребёнком. И заканчивается смертью самого героя.
Юрий Живаго — сын обедневших состоятельных родителей, его отец бросил семью и промотал состояние. После смерти матери дядя пристроил его в профессорскую семью. Юрий рано начнёт писать стихи и продолжит делать это на протяжении всей жизни. А работать будет доктором.
Это тонко чувствующий творческий человек. Он задумывается о своём предназначении, о творчестве и бессмертии, об изменениях в стране.
Его нередко называют автобиографическим героем. Он наследует некоторые эпизоды жизни Пастернака. Как и Живаго, писатель, будучи женатым человеком, полюбил другую женщину. Ольга Ивинская — та, с которой его будет связывать сильное чувство. Именно она стала прототипом Лары: «Лара моего романа» — так Пастернак говорил об Ольге. Кроме этого, взгляды Живаго близки взглядам писателя на дореволюционную несправедливость, перемены и то, к чему они привели.
Но сам Пастернак называл Живаго собирательным образом: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может)».

Переплетение судеб

Жизнь Юрия Живаго тесно переплетена с жизнями других людей. Среди них стоит отметить его первую жену Антонину (дочь приёмных родителей), вторую женщину доктора Ларису Антипову и её мужа Павла, а также влиятельного адвоката Виктора Комаровского — имеющего отношение к самоубийству отца Живаго.
В каждом из этих героев заключён глубокий символизм. Например, образ Ларисы иногда связывают с самой Россией — одновременно роковой и неустроенной, неизменно связанной с жизнью авантюристов и мечтателей. Её любимого Павла — с революцией. А Комаровского — с богатством и властью, несправедливостью «старого мира».
И отношения между героями получаются такими же символичными. Живаго стремится к Ларисе — он её понимает, но между ними всегда либо Антипов, либо Комаровский.

Творчество и бессмертие

Но разобраться в том, насколько этот роман исторический — мало. Стоит ещё порассуждать о том, насколько он христианский. Религиозных мотивов в произведении достаточно. Например, стихотворение «Гамлет», что открывает последнюю главу романа, состоящую полностью из стихов Юрия Живаго.
В «Гамлете» лирический герой ведёт философские размышления о жизни, судьбе и смерти. Они наполнены ощущением одиночества, которое, увы, невозможно избежать:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
С евангельским смирением лирический герой принимает свою судьбу и страдания, уготованные ему. В этом смысле образ Живаго сближается с образом Христа. Не зря фамилия героя связана с выражением из Евангелия — «Сын Бога Живаго». 
В других стихотворениях тоже есть евангельские мотивы, например в «Рождественской звезде» или «Чуде». Но образ Евангелия здесь является метафорой, отражающей не религиозные догмы, а всё светлое, ради чего стоит продолжать жить.

«Великолепная хирургия»

Именно так главный герой характеризует революцию. Считая дореволюционный строй несправедливым, он рад долгожданным переменам. Но со временем его взгляды меняются. Советская власть оказывается жестокой, бездушной и искусственной, поэтому «хирургия» — невероятно удачное определение. Самое главное, что она несвободная и нетворческая, что и для героя, и для самого Пастернака равносильно смерти.
Революция затянула героев в грандиозные исторические события. Поэтому одна из главных проблем, которую поднимает роман, — человек в масштабе истории: «Люди в городах были беспомощны, как дети перед лицом близящейся неизвестности».
После отказа от Нобелевской премии началась травля Пастернака. Его исключили из Союза писателей, хотели лишить и советского гражданства. Переживания в конец подкосили здоровье писателя и в 1960 году он умер от рака лёгких.
Нужно подготовиться к экзамену по русской литературе XX века? Получите готовый гайд от эксперта в видео-саммари «История русской литературы». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Как понимать пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова
ЛИТЕРАТУРА