Искусство и психология

Что почитать: «Чума» Альбера Камю

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Никита Добряков

Вирус остановил мир и запер нас в своих домах. Думаю, в нашей ситуации нет книги лучше, чем «Чума» Альбера Камю, которая поднимает тему общего зла и видах реакции на него, что очень созвучно ситуации в мире прямо сейчас. 

О чем книга?
Роман «Чума» французского писателя и философа Альбера Камю вышла в 1947 г., когда Европа еще не оправилась от войны. «Чума» – это хроника одного бедственного года в Оране, маленького вымышленного города на алжирском побережье Средиземного моря. В городе вспыхивает эпидемия чумы, его закрывают на карантин, а жители остаются один на один с этой бедой. Хронику борьбы с болезнью ведет Доктор Бернар Риэ.

По словам самого Камю, явное содержание «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления с фашизмом. Метафора чумы как фашизма наглядна и не требует объяснений. Но за ней скрывается более фундаментальный вопрос.

Философия книги
Чума ставит всех в позицию необходимого самоопределения, а определение своей позиции перед ликом неотступной беды – и есть экзистенциальный выбор человека, определяющий его. Камю показывает, как в свете общего Зла герои делают свой выбор. Персонажи романа не столько сталкиваются между собой, сколько сопоставляются, сравниваются и сосуществуют перед единой напастью. Их реакция на Чуму есть определяющая точка их сущности.

А по мысли Камю, именно бунт, несогласие, сопротивление миру есть определяющая часть становления человека Человеком. Так роман демонстрирует движение мысли философа от раннего «Мифа о Сизифе» к «Бунтующему человеку».

Экзистенциальный выбор
В романе есть несколько персонажей, ярко показывающих разное отношение к общей проблеме.

Доктор Бернар Риэ показывает пример сопротивления злу. Он понимает, что его труд – это «бесконечное поражение», у них нет лекарства от чумы. Но его долг – не сдаваться.

Отец Панлю олицетворяет противоположное – смирение со Злом, свойственное, по Камю, христианскому миропониманию. Но не безропотную покорность, не униженность, а любовное смирение человека перед непостижимой тайной бытия.

Принципиально важен образ журналиста Рамбера. Оказавшись в зачумленном городе, он чувствует себя посторонним и всячески пытается сбежать из города к своей любимой. Причем это не трусость: как мы знаем, он был на войне и знаком с трагедией смерти.

Но затем Рамбер все же решается остаться в городе и выбирает человеческое сообщество. Чума, безжалостное зло человеческой истории, требует активной совместной борьбы людей и обрекает их на разлуку с любимыми.

Итого
«Чуму» можно воспринимать как метафору любого столкновения человечества со Злом, будь то война, фашизм, или вирус. Главное, что показывает Камю – это наша реакция на происходящее, которая и определяет нас. Нельзя капитулировать перед напастью, надо бунтовать, сражаться за право быть человеком: ведь именно бунт и несогласие с неминуемым и есть наша ключевая характеристика.

А закончить я хочу словами Рамбера: «Эта история касается всех нас». Слова, которые как никогда актуальны прямо сейчас.

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube