Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Диего Веласкес и жанр «бодегонес»

Многие знают парадные портреты Диего Веласкеса, но его ранние работы не менее интересны для знатоков искусства. Где художник черпал вдохновение и кого писал? Узнайте из этой статьи.
Время чтения: 4 минуты.

Детство Веласкеса

В XV веке начинается эпоха великих географических открытий. Время вплоть до первой половины XVII века считается Золотым веком для Испанской империи. Ближе к его закату, когда Испания израсходовала почти все силы на борьбу со странами Европы, в 1599 году на юге, в городе Севилья, в одном из важнейших культурных центров, родился Диего Веласкес. Его родители были дворянами португальского происхождения. Благодаря пусть и не самому высокому положению, они обеспечили Диего отличное образование: он изучал философию и несколько иностранных языков. В этот же период обнаружился и его интерес к изящным искусствам.

Путь в искусстве

В 1611 году отец сначала устраивает Диего в мастерскую Франсиско Эрреры, основателя севильской живописной школы. Однако вскоре мальчика переводят на договорное шестилетнее обучение к Франсиско Пачеко. Говоря о Пачеко, стоит отметить, что он учился рисованию у самого Эль Греко, а также был автором теоретических трактатов о живописи и приверженцем академизма в духе Рафаэля.
В творческом развитии Диего Веласкеса как художника немалую роль сыграли широкие научные интересы учителя, который занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи. Несмотря на свою религиозность, Пачеко позволял юноше искать свой творческий путь и не ограничивал его лишь религиозными сюжетами. В 1617 году Диего Веласкес сдаёт экзамен на звание мастера и получает разрешение на самостоятельную творческую деятельность.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, и измените свою жизнь на нашем курсе «Искусствовед».

Самые известные бодегоны

Раннее творчество Веласкеса характеризуется отрешённостью от рынка изобразительного искусства в Севилье. Вместо того чтобы рисовать религиозные сцены или портреты аристократов, молодой художник устремляет свой взгляд и кисть в сторону простого народа, которым полнятся улицы города. Обычные горожане становятся центром творческого интереса Веласкеса в этот период. Он обращает своё внимание на сцены из рутинной жизни: готовку еды и трапезы. Этот жанр получает испанское название бодегонес, а работы в этом жанре называются бодегонами (от испанского bodegon — харчевня, трактир).
Среди работ Веласкеса в первую очередь, конечно, хочется выделить один из самых первых его бодегонов, «Завтрак», который был написан незадолго до окончания обучения в 1617 году. Данное полотно представляет собой классический сюжет своего жанра — трапезу простого народа. За столом находятся трое мужчин разных возрастов: старик, юноша и мальчик. Перед нами действительно скромная трапеза простолюдинов, что видно по немногочисленным яствам на столе. Несмотря на простоту обстановки, можно понять, что нашему взгляду представлены не бедняки, так как одежда героев цела и у каждого есть белый подвязной воротник (воротник старика подвешен на стене, как и его головной убор — явно следствие старого воспитания и уже привычка).
Диего Веласкес «Завтрак» (1617)
Следующее широко известное произведение Веласкеса в жанре бодегона — «Старая кухарка», написанная в 1618 году. Перед нами разворачивается сцена приготовления еды уже пожилой женщиной. Она сидит чуть сгорбившись, возможно, не в состоянии выполнять свою работу стоя. Посуда и глиняная «сковорода» переданы удивительно реалистично. Руки женщины огрубели от труда: потемневшие кончики пальцев продолжают выполнять своё дело. Рядом с женщиной стоит, возможно, её помощник со стеклянной бутылкой и перевязанной дыней. Равенство их положения показывают уже успевшие потемнеть от работы пальцы мальчика. Однако их лица совершенно ничего не выражают. В эмоциональном плане мы не можем понять сюжет больше — перед нами обычная рутина, а не объятая страстями жизнь.
Диего Веласкес «Старая кухарка» (1618)
И, пожалуй, стоит рассмотреть самое позднее полотно Веласкеса этого периода, «Водонос», написанное в 1620 году. На картине взгляд сразу же цепляется за фигуру пожилого мужчины, представителя низшего сословия. Об этом свидетельствует его одежда, в частности, порванный рукав на плече и загорелая кожа. Одной рукой он придерживает кувшин с водой: то, что там абсолютно точно вода, мы можем понять по невероятно реалистичным каплям воды, стекающем по поверхности сосуда. Другой рукой водонос передаёт юноше бокал налитой только что воды. Позади двух героев, видимых на переднем плане, в тени стоит третий человек: мужчина, уже выпивающий свою кружку воды. Стоит сказать, что профессия водоноса в то время была очень распространённой среди низших слоёв населения. Несмотря на всю обыденность образа, на полотне Веласкеса водонос предстаёт полным достоинства человеком, повидавшем жизнь и её тяготы. Его образу противопоставляется юноша в чёрном одеянии: молодой, с почти детским лицом и белой кожей. Это определённо даёт понять, что юноше не знакома работа под палящим солнцем, он не изнурён тяжким трудом, он представитель более высокого сословия. Однако между этими образами есть связь — хоть мальчик и берёт бокал воды из рук водоноса, взгляд его направлен на порванный рукав одежды мужчины. А водонс, в свою очередь, отводит взгляд, то ли стыдясь, то ли просто отрешённо смотрит в пространство перед собой, привыкший к обыденности своей жизни.

Особенности раннего творчества

Основной приём, которым пользуется Веласкес в своих бодегонах, словно почерпнут из творчества Караваджо: мы видим густые тени и их контраст с освещёнными фигурами. Между тем, Веласкес в своём бодегонесе соединяет индивидуальный портрет с натюрмортом, делая их одним целым; каждый из элементов лишь дополняет отражение испанской действительности XVII века.
Стоит сказать и о том, что рассмотренные выше полотна имеют большие размеры: «Завтрак» (108.5×102 см), «Старая кухарка» (105×119 см), «Водонос» (105×80 см). Казалось бы, для изображения простолюдинов хватило бы и меньших форматов, но Веласкес словно возвышает «маленького человека», делает его достойным нашего внимания.
Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия Х» (1650)
Немногочисленные, но драгоценные бодегоны Веласкеса донесли до наших дней облик обычных людей, простого народа, изображённого кистью великого мастера. Перед нами не пышные парадные портреты, не выбеленные лица высокопоставленных особ — нет. Мы видим трогательные сцены из жизни, показывающие труд и его результаты. Конечно, совсем скоро, в 1623 году, Диего Веласкес перейдёт к написанию лишь парадных портретов и сюжетов. Но его бодегоны, сделанные в юности, сохранили в себе трогательное внимание творца ко всем людям, которые его окружали.
Эта статья написана Линой Клименко, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ