Его картины узнать очень просто: на них всегда много маленьких фигур, изображенных с высокой степенью детализации. Если вам это чем-то напоминает Босха, то вы абсолютно правы: Брейгель видел его работы и вдохновлялся ими.
Высокой степенью безумия и гротеска отличается его картина «Нидерландские пословицы» (1559), на которой он изобразил буквальное значение более ста поговорок. Давайте посмотрим, зачем он это сделал и что всё это значит.
Время чтения: 3 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Почему крестьяне
Для начала нужно понять, почему Брейгель писал именно крестьян (из-за чего ему даже дали прозвище «Мужицкий»). Подобные сюжеты уже встречались в миниатюрах для месяцесловов, и при жизни Брейгеля эти сюжеты с их притягательной примитивностью стали крайне популярными.
Художник мало симпатизирует героям своих картин. Скорее всего, он принадлежал к бюргерскому сословию, и известно, что он ходил на деревенские ярмарки и свадьбы, где, переодевшись, выдавал себя за чьего-либо родственника.
Насмотревшись на крестьян, он затем с высокой степенью точности изображал их простые лица, неуклюжую походку и грубоватую телесность. Через их фигуры художник высмеивает человеческие слабости и пороки.
Комичность
Эта и другие картины Брейгеля очень комичны: за это художник получил второе прозвище «Шутник». Но это не смех ради смеха: его юмор не исключает морального назидания и нравоучительных комментариев. Как писал Гегель, «нужно знать зло, грех, чтобы поступать морально».
«Нидерландские пословицы»
В XVI веке пословицы были очень популярны: их собирали, записывали и публиковали. Например, свой сборник в 1500 году выпустил философ и ученый Эразм Роттердамский.
Брейгель поставил перед собой амбициозную задачу: изобразить буквальное значение более ста пословиц и поговорок на небольшом (!) полотне размером 117 см x164 см. Источником вдохновения для него стала гравюра Франца Хогенберга.
Художник изобразил здесь 43 пословицы, главная из которых — «надевать на мужа синий плащ», то есть изменять ему.
Это картина-перевертыш. На ней изображён неправильный мир, где всё пошло наперекосяк. На это указывает перевернутый глобус в левой части картины. «Мир вверх тормашками» — другое название этой картины.
Значение картины
За оболочкой ярких гротескных образов скрывается религиозный подтекст: Брейгель рассказывает нам о том, что люди теряют духовные ориентиры, и их мир освещает «ложное солнце». Так, в центре мы видим женщину в красном, которая набрасывает синий плащ на мужчину, что, с одной стороны, иллюстрирует пословицу о супружеской измене, а с другой — символизирует человечество, на которое наброшен «синий плащ обмана».
Посмотрите на всё происходящее: картина рождает ощущение коллективного безумия и тщетности всего происходящего. Но Брейгель уводит наш взгляд по диагонали в верхний правый угол полотна, где мы видим человека, уплывающего от творящегося хаоса навстречу солнцу, к виднеющейся вдали церкви. И это не просто солнце, а «истинный свет» — божественная мудрость.
Заставляя нас рассматривать картину в таком порядке — от мелочной суетливости и безумия к безмятежности водной глади и церкви на горизонте — Брейгель дарит нам надежду на спасение.
Понравилась статья?
Читайте также о живописи Леонардо здесь.