Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

История коллекции Рембрандта в Эрмитаже


Автор: Ирина Никитина, студентка профессионального курса «Станьте искусствоведом»

Собрание Рембрандта в Эрмитаже уникально и насчитывает более 20 живописных и тысячи графических работ. Представлены практически все этапы его творчества, кроме самого раннего, так называемого «светлого», а также групповых портретов.

Рембрандт – очень голландский художник: родился в Лейдене, жил в Амстердаме и никогда не покидал своей родины, хотя практически все его современники ездили в Италию за вдохновением и опытом. У Рембрандта на то было две причины: во-первых, через Голландию проходило много итальянских творений, которые он мог видеть, и во-вторых, у него не было времени на длительные путешествия.

Его художественное образование также имеет определенно голландскую окраску. В Лейдене он поступает на обучение к маньеристу и историческому живописцу Якобу ван Сваненбюргу. Затем, в Амстердаме, куда Рембрандт переехал после смерти отца в 1631 году, он учится в мастерской Питера Ластмана, творчество которого напитано влиянием Караваджо и Караччи.

С первых шагов своей деятельности Рембрандт выходит за пределы локального значения, и все его дальнейшее творчество есть явление общечеловеческого смысла. Однако в трагическом финале жизни Рембрандт – больной старик, оставленный всеми, предающийся вину, живущий в нищете, но не упавший духом и сохранивший внутреннюю гармонию.

Несомненно, творчество Рембрандта – это раскрытая книга его жизни, и для его постижения нужно знать опорные вехи жизненного пути художника и помнить о близких к нему людях. Художник был человеком замкнутым, нелюдимым, до странности непрактичным, гордым, но обладал нежной и любящей душой. До общественной суеты и политики ему практически не было дела, но его интересовал смысл вещей, который разворачивался из тесного общения с небольшой группой людей. Она состоит из его отца – лейденского мельника, старушки матери, не расстающейся со своей Библией, жены Саскии, которую смерть похитила в самый счастливый момент их совместной жизни, его верной гражданской жены Хендрикье Стоффелс и его сына, болезненного, поэтичного Титуса. Сюда же можно отнести и друзей Рембрандта: художников, ученых, раввинов и поэтов. Вот примерный круг общения великого Рембрандта, в жизнь которого не врывался ни шум уличной толпы, ни передряги политики, ни блеск «большого света». Тем не менее важными для него были не интересы дня и места, а интересы всего мира, всей истории.

Он зачитывался Библией и создавал в своих картинах и офортах «параллельную библию». Картины на библейские сюжеты соответствуют их описаниям в Книге Жизни, художник не позволяет вольностей в их трактовке, в отличие от многих других художников. Рембрандт восхищался Рафаэлем и собрал четыре тома воспроизведений с его работ, но сам никогда не прибегал к чистой, отвлеченной форме. Единственный раз Рембрандт увидел работу Рафаэля, когда в 1639 году на аукционе в Амстердаме продавался «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Больше всего Рембрандта впечатлила стоимость портрета, в несколько раз превышавшая стоимость любой голландской картины. В этом же году он создает офорт-автопортрет в стиле Рафаэля, который хранится в Эрмитаже.

В отличие от Амстердама или Харлема, родной город художника Лейден не был в то время крупным художественным центром, хотя там работали Ян ван Гойен и Эзая ван дер Вельде, а веком ранее – Лука Лейденский. Зато в Лейдене был старейший в Голландии университет, основанный предводителем Нидерландской революции Виллемом Оранским в качестве дара городу за его сопротивление испанским войскам. Принц предложил горожанам выбор – освобождение от налогов или университет, и лейденцы предпочли выгоде науку. Молодой Рембрандт недолго там проучился и оставил занятия ради живописи.

Уже первые картины художника обратили на себя внимание. К сожалению, в России творчество лейденского периода представлено лишь одной работой, «Изгнание торгующих из храма» (1626 год), которая находится в экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

В Амстердаме Рембрандт женится на богатой и знатной девушке, Саскии ван Эйленбург, племяннице торговца картин, в доме которого он жил.

Теперь Рембрандт знаменит и богат, он становится главой целой школы. Одним из наиболее талантливых его учеников был Карел Фабрициус. С латыни faber переводится как «плотник», что свидетельствует о том, что в раннем возрасте Карел учился этому ремеслу. Интересно, что в свое время он многому научит молодого Йоханнеса Вермеера.

В доме Рембрандта складывается настоящий музей художественных произведений. Саския позирует ему в роскошных нарядах и драгоценностях, а сам художник предпочитает старинные и восточные одежды.

Рембрандт отказывается от традиционной нидерландской техники живописи. Это можно наблюдать, например, сопоставляя его работы с полотнами таких мастеров, как Ян Ливенс, Фердинанд Бол, Герард Доу и др.

В 1685 году Андре Фелибьен напишет: «Все его картины написаны в индивидуальной манере, отличной от той, которая кажется такой гладкой и обычно свойственна фламандским живописцам. Часто он делает лишь широкие мазки и накладывает толстые слои краски один на другой, не размывая их и не смягчая переходы. Тем не менее, поскольку вкусы у всех разные, многие ценили его творения».

После провала «Ночного Дозора» из-за несоблюдения правил написания групповых портретов и после смерти любимой жены в 1642 году в жизни художника начинается «черная полоса». Заказчики отворачиваются от Рембрандта из-за чересчур новаторского стиля его последней работы. Светская публика – из-за романа со служанкой и няней Титуса Хендрикье Стоффелс, который Рембрандт и не думал скрывать. Тогда же у Рембрандта возникает конфликт с представителем городской власти Андрисом де Грефом, который отказывается заплатить 500 гульденов за свой портрет, найдя его написанным неподобающим образом. Ему, вероятно, хотелось быть изображенным в духе Ван Дейка или Рубенса.

Привыкший жить на широкую ногу, Рембрандт умудряется спустить все свое состояние за 14 лет.

Его объявляют банкротом, в 1658 году его имущество распродается с молотка за бесценок. Коллекцию картин Рембрандта, в числе которых была знаменитая эрмитажная «Даная», тогда оценили в жалкие 5000 гульденов, и до конца жизни Рембрандт был вынужден работать за копейки, чтобы как-то сводить концы с концами.

В 1660 году Рембрандт получает возможность поправить свое благосостояние работой для ратуши Амстердама. За выбором темы из славной истории Голландии он обращается к Тациту и останавливается на заговоре батавов под предводительством Клавдия Цивилиса, который произошел в 69 г. н.э.. Однако художник изобразил персонажей грубыми варварами, что не соответствовало представлению властей о собственном величии. Соответственно, ни реабилитации, ни денег Рембрандт не получил.

После смерти Хендрикье в 1662 году художник остается без последней поддержки.

Работа – его последнее утешение, он пишет для себя, ибо произведения его слишком сложны, слишком психологичны, чтобы быть понятыми и по достоинству оцененными современниками. К тому же и манера рембрандтовской живописи не всем по душе, особенно заказчикам портретов. Художник говорил, что картина закончена, когда осуществлял свое намерение, и подчиняться желаниям заказчиков отказывался. Существует легенда, что однажды он написал портрет, который был настолько перегружен красками, что можно было приподнять картину, взявшись за нос на написанном лице.

После смерти Титуса в 1668 году художник, по его собственным словам, утратил веру в справедливость. Он умирает год спустя на тусклом чердаке мастерской, среди нескольких полотен, кистей и красок, на руках Корнелии – дочери от второго брака. Похоронен гениальный Рембрандт в общей могиле для бедняков близ церкви Вестеркерк, где сегодня установлена памятная доска. До сих пор неизвестно точное число работ художника и датировка многих его шедевров.

В первую очередь Рембрандт известен как мастер исторического и портретного жанров. Эрмитажные работы его кисти занимают целый зал, где в дополнение помещено еще несколько произведений его учеников. Отдельный зал отведен и школе Рембрандта.

Первая работа выдающегося мастера «Прощание Давида с Ионафаном» была приобретена Петром I в Голландии в 1716 году. В образе Ионафана Рембрандт изобразил себя, а Давид – это умершая в год написания полотна Саския. Тучи, надвигающиеся на залитый теплым светом передний план, и фигуры слившихся в прощальном объятии персонажей свидетельствуют о приближающейся трагедии.

Большинство работ Рембрандта поступило в коллекцию Эрмитажа в XVIII веке, при Екатерине II.

В ее первой крупной покупке 1764 года у берлинского купца Гоцковского, положившей начало Императорскому Эрмитажу, было три картины Рембрандта. В 1766 году российский дипломат князь Дмитрий Голицын приобрел для императрицы «Возвращение блудного сына» из собрания Андре д’Ансезена, герцога де Кадруса, в Париже. Четыре работы гениального живописца поступили в Эрмитаж в 1769 году в составе коллекции графа фон Брюля, канцлера Саксонского короля Августа III. Следующая крупная покупка состоялась в 1772 году, Эрмитаж пополнили еще восемь полотен Рембрандта («Даная», «Святое Семейство» и др.) из коллекции парижского банкира Пьера Кроза. Произведения Рембрандта приобретались и в следующих коллекциях: Роберта Уолпола, Бодуэна, Жана де Жюльена и др.

XIX век также не оставил Рембрандта без внимания: Александр I покупает большую художественную коллекцию у наследников Жозефины Богарне, жены Наполеона, в которой находились две работы на один сюжет – «Снятие с Креста» Рубенса и Рембрандта.

Печальная участь постигла Эрмитаж в 1928 – 1931 годы, когда специально созданное в Ленинграде агентство «Антиквариат» распродавало шедевры музея для получения средств на индустриализацию страны. Конечно, это не обошло и работы Рембрандта.

Эрмитаж лишился таких полотен, как «Портрет Титуса» (Лувр), «Афина Паллада» (Музей Гульбенкяна, Лиссабон), «Портрет старика» (Лиссабон), «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» (куплен Эндрю Меллоном, находится в Вашингтоне), «Девочка с метелкой» (аттрибутируется как работа мастерской, предположительно Карела Фабрициуса), «Женщина с гвоздикой», «Портрет польского дворянина», «Портрет турка», «Христос и самаритянка у колодца», «Портрет Титуса в костюме монаха» и «Отречение Петра». Некоторые из перечисленных работ были переатрибутированы и в данный момент выставлены как работы мастерской Рембрандта.

Открывается зал Рембрандта в Эрмитаже шедевром «Даная», написанным в 1636 году, а после измененный художником в 40-х годах. В числе прочего он изменил лицо, написанное с Саскии, на лицо Хендрикье. Мифологический сюжет (Даная, которой Зевс является в виде золотого дождя) трактован очень свободно, вне сложившихся традиций. Изображение молодой женщины, возлежащей на роскошном ложе, далеко от канонов античной красоты и от гармонии ренессансных образцов. Здесь нет и золотого дождя, но все пространство полотна залито светом. Он позволяет увидеть сложное эмоциональное состояние героини, в котором и радость, и удивление, и смущение. Рассуждая о творческом методе Рембрандта, о природе света в его картинах, Эмиль Верхарн писал: «Ни линия, ни краски не управляют его композицией: она подчинена одному – свету… То был не естественный свет, омывающий предметы или преломляющийся в них и оживляющий их своими контрастами. Совсем напротив: то был некий идеальный свет, только мыслимый и воображаемый… Этот свет везде властвует над сценой, подчиняет ее себе и дает ей равновесие… Все существующее от него приобретает свою окраску и видоизменяется в подчинении ему».

Театральность композиции, богатое убранство с множеством роскошных деталей выдают мастера эпохи барокко. Это полотно стало жертвой вандала в 1985 году. Только благодаря замечательным реставраторам, которые в течение 12 лет возвращали «Данаю» к жизни, мы можем любоваться этой работой, хотя авторские утраты были значительны.

«Флора» (1634) – портрет Саскии в образе римской богини цветов, облаченной в богатые восточные одежды, сверкающие тонкими переливами шелков и драгоценного шитья. Картина написано столь пастозно, что кажется рельефной, и именно из-за этой живописной манеры полотна Рембрандта производят сильное впечатление, даже когда рассматриваешь их издали. Саския воплощает собой весну и как бы светится изнутри. В ее венок вплетен голландский тюльпан. Портрет очень правдив. Очевидно, что Саския не была красавицей, но для счастливого Рембрандта она была прекраснее всех женщин на свете, – столько любви вложено в это произведение.

К числу значительных работ раннего периода относится «Снятие с креста» (1634). В отличие от Рубенса, у Рембрандта нет героизирующей трактовки события, а напротив, оно представлено как человеческая трагедия. Распределение света и тени создает драматическое напряжение, выделяет главное. Каждое лицо запоминается в неповторимости своей реакции на происходящее. Картина достаточно мала по размеру и монохромна, что было нехарактерно для данного сюжета, очень популярного в XVII веке. Это полотно создано в один год с «Флорой», что говорит нам о большом диапазоне мастерства Рембрандта уже на раннем этапе.

А вот другая картина, «Женщина, примеряющая серьги», – это простая незатейливая сценка, кистью мастера превращенная почти в таинство. Художник любуется своей моделью и призывает нас к соучастию.

«Святое Семейство» (1645) – картина, изображающая пространство, которое даёт представление о бедности его обитателей. На первом плане – детская колыбель и склоняющаяся к ней Дева Мария. Она с такой лаской глядит на свое дитя, что все полотно будто согрето теплом ее души. В глубине мягко очерчена фигура Святого Иосифа-плотника. И только спускающиеся с небес ангелы дают нам понять, что это Святое Семейство, а не сцена из повседневной жизни бедной голландской семьи.

Далее следует ряд шедевров, созданных в 1650-1660 годах. Внешне сдержанные, но поражающие своей духовной глубиной и человеческой мудростью портреты – знаменитые рембрандтовские старики и старушки, с руками и лицами, выхваченными светом из коричневых, теплых теней. Здесь, кажется, зафиксировано мгновение и вся жизнь во времени; люди погружены в глубокое раздумье, вызванное не повседневными заботами, а причастностью к проблемам бытия. Среди этих работ замечательные «Портрет старика в красном» и «Портрет поэта Иеремиаса Деккера», преданного друга художника, не покинувшего его в последние, одинокие годы жизни.

К шедеврам мастера относится и поздняя работа «Аман узнает свою судьбу» (около 1663 года). Недавно отреставрированное, это полотно производит колоссальное воздействие на зрителя своей колористической гаммой и глубокой психологической проработкой лиц всех трех персонажей.

Наконец, монументальное полотно «Возвращение блудного сына», написанное в 1663-1665 годах. Это произведение, удивляющее своей простотой и потрясающее силой выраженного в нем чувства. Сын в рваном рубище, с загрубевшими, грязными ногами, в стоптанных башмаках, грузно упавший на колени перед отцом, полный раскаяния, приникший к нему бритой головой. И отец, ослепший от горя, весь подавшийся вперед, склонившись над сыном, будто не веря в свершившееся, любовно прикасается слабыми руками к его плечам. Весь мир как будто перестал для них существовать. Рембрандт показывает обоих в момент наивысшего духовного напряжения, когда человек ничего не замечает вокруг, когда жест, выражение лица выходят из-под его контроля. И в этом моменте ощущается все прошлое, все пережитое каждым из них. В картине есть еще четыре свидетеля, каждый со своими мыслями и оттенками чувств. Свет теплой волной заливает рубище сына, до предела накаляет красный плащ отца, вспыхивает в алом облачении стоящего рядом старшего сына старика и затухает в коричневом сумраке фона.

Участниками изображенной сцены как бы становятся и сами зрители, поскольку композиция картины такова, что ее пространство вовлекает нас на свою орбиту. Недаром люди подолгу стоят перед этим полотном, заключающем глубокую мудрость жизни и призывающем к человечности и духовному величию.

К прославленным сокровищам Эрмитажа относится и превосходное собрание офортов Рембрандта. Это около тысячи ста листов преимущественно первых состояний, что является большой редкостью даже для крупнейших музеев. Почти все они происходят из коллекции исследователя творчества Рембрандта Д.А.Ровинского, поступившей в Эрмитаж в 1897 году. Офорты и гравюры составляли совершенно отдельную область творчества голландского художника, который нашел в них специфический художественный язык, характерный для графического искусства, и пользовался им не менее виртуозно, чем языком живописи. В свое время Рембрандт считался лучшим мастером этого жанра.

Тематика графических работ выдающегося мастера разнообразна: это библейские и евангельские сцены («Христос перед народом» 1655, «Христос, исцеляющий больных» 1646-1650 или «Лист в сто гульденов» 1643), портреты («Портрет Яна ван дер Линдена» 1665, «Автопортрет» 1639 г.), бытовые сцены («Блинщица» 1635) и пейзаж («Три дерева» 1643), к которому в своей живописи Рембрандт не обращался как к самостоятельному жанру. Рембрандт умел добиться живописного эффекта только тональными контрастами и градациями.

Огромный успех Рембрандта постепенно сменился его прижизненным забвением, и только в XIX веке интерес к творчеству гениального живописца возродился с небывалой силой.

Для меня лично Рембрандт является одним из величайших художников, художником-философом, с которым всегда интересно оставаться наедине и вступать в диалог. 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт 
ЖИВОПИСЬ