Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как художники изображали «чёрную смерть»

Искусство всегда играло важную роль в освещении исторических событий и общественных изменений. Живописцы XIV века, заставшие чуму, отображали ужасы этой болезни на своих полотнах. Рассказываем о том, как эти изображения помогли сформировать современные представления о чуме.
Время чтения: 4 минуты.

Что такое «чёрная смерть»?

Черная смерть, также известная как эпидемия чумы, — одна из наиболее разрушительных и смертоносных эпидемий в истории человечества. Она охватила Европу в середине XIV века.
Чума принесла не только физические страдания миллионов, но и социальное разрушение. Искусство стало важным средством передачи этой трагедии и позволило художникам выразить глубину переживаний, связанных с этим событием и запечатлеть его масштаб. Они создавали произведения искусства, на которых изображали маски, скелеты, покойников и другие символы черной смерти — от масштабных живописных полотен до гравюр.
В поэзии и прозе тоже была распространена эта насущная тема: чёрная смерть присутствует в произведениях Бокаччо и Петрарка, роман Даниэля Дефо «Дневник Чумного года» подробно описывает события великой чумы в Лондоне, а сохранившиеся трактаты врачей и учёных того периода образуют целую область литературы — «чумные сочинения».
На курсе-саммари «Как читать картины» вы получите готовую инструкцию по анализу скрытых смыслов произведений искусства.

Dance Macabre

С эпидемиями чумы связано появление традиционного жанра европейской средневековой иконографии — Dance Macabre, «пляски смерти». Это сюжет со стихотворным комментарием, представляющий собой танец скелетов, олицетворяющих смерть. Они приходили за каждым: художники изображали сцены, где смерть и её слуги завлекают в свои танцы людей из разных слоёв общества. Эти произведения искусства часто содержат моралистические послания о непредсказуемости смерти и непреходящей природе времени.
Одним из самых знаменитых художественных произведений, связанных с этим мотивом, является серия гравюр «Образы Смерти» Ганса Гольбейна 1524—1526 годов. На них изображены различные персонажи, включая короля, рыцаря, пастуха, доктора и женщину. Это был аллегорический комментарий художника к немецкой действительности 16 века: голоду, болезням, восстаниям и войнам.
Гольбейн-младший. Серия рисунков «Образы смерти», 1524–1526
Ответвлением от этого жанра являются изображения, показывающие игру со смертью. Пример такого — фреска Альберта Пиктора в церкви Тэбы в Швеции

Живопись

Картина, которую часто приводят в качестве иллюстрации мора, «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего, написана около 1562 года. По сути, она не имеет прямого отношения к изображению какой-либо эпидемии: в её центре — повествование о тотальности смерти. Скелеты-посланники из загробного мира уничтожают всех живых и оставляют за собой выжженную землю. Это одновременно и реакция на политическую обстановку в Нидерландах того периода — конфликт с Испанией постепенно обострялся, а через пару лет после написания картины вспыхнуло восстание за независимость.
Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти», 1562 год
В 1630 году французский художник Никола Пуссен написал картину «Чума в Ашдоде». Он изобразил ветхозаветный эпизод, описанный в Книге Самуила. Но фактически на картине изображена бубонная чума, бушевавшая в те года в центре и на севере Италии. Пуссен был свидетелем этой чумы — он не заразился сам, но наблюдал все связанные с болезнью бедствия: неубранные с улиц тела, разрушение семей, обострение социальных конфликтов на почве страха перед заражением (летальных исходов было гораздо больше, чем выздоровевших пациентов).
Никола Пуссен. «Чума в Ашдоде». 1628–1630

Самые частые образы

Скелеты были одним из наиболее распространенных образов. Они напоминают смотрящим о скоротечности человеческой жизни. Скелеты, танцующие с живыми, оплакивающие умерших и марширующие среди разрушений — символы средневековой эпохи.
Маски также использовались для представления черной смерти в искусстве. Они символизировали анонимность и равенство перед смертью, указывая на то, что ни знатные, ни простые люди не могли избежать ее прихода. Маски на лицах танцующих или умирающих людей, создавая атмосферу мистики и загадочности.
Изображение покойников и умирающих — тоже сильный символ чёрной смерти. Художники передавали ужас и масштаб эпидемии, изображая их среди руин, и выжженных земель. Эти сцены естественным образом вызывают чувство отчаяния и беспомощности у зрителей.
Чтобы иметь готовое мнение по любому вопросу, когда о нём спросят, слушайте курсы-саммари по подписке.
О том, как художники играют с контрастами и оттенками, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
Рассказываем подробнее о чёрном квадрате, а заодно — об авангардистских выставках и обществах:
ИСКУССТВО