Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Теория третьих мест: почему мы так много времени проводим в кофейнях?

Мы любим ездить в кофейни — поработать, пообщаться и приятно провести время. Рассказываем, откуда берётся желание работать вне дома или офиса и почему социологи называют кофейни «третьими местами».
Время чтения: 4 минуты.

Что это за концепция?

Концепцию «третьих мест» предложил американский социолог Рэй Олденберг в своей книге The Great Good Place, опубликованной в 1989 году. Он назвал дом «первым местом» в жизни человека, куда он постоянно возвращается и где он живёт. Работа, школа и университет — «вторые места», потому что там человек проводит большую часть своей жизни.
Рэй Олденберг
«Третье место» — это не дом, не работа, а пространство, где люди могут проводить свободное время и общаться в неформальной обстановке. Такие пространства не только позволяют нам расслабиться и насладиться компанией друзей или коллег, но и способствуют формированию социальных связей и новых отношений.
Олденберг заметил, что людям не хватает мест, где они могут просто отдохнуть и пообщаться друг с другом. Дома не получается это сделать по разным причинам: друзья могут жить в разных концах города и им всем неудобно добираться к кому–то одному, могут мешать дети или соседи или не хочется убираться перед приходом гостей, но принимать их в беспорядке некомфортно. На работе же принято работать, а не расслабляться за чашкой кофе и беседой о личных делах.
Курс, который заменит вам 5 книг и глупые советы из интернета и поможет преодолеть страх, что вы что-то не успели:
К «третьим местам» относят разные заведения: бары, кафе, библиотеки, парки, коворкинги. Там люди могут проводить время, общаться и при необходимости трудиться над общими проектами. Эта концепция стала популярной среди социологов по всему миру. Существуют исследования, которые подтверждают важность «третьих мест» для разных людей: студентов и школьников, офисных и удалённых работников, активной молодёжи и людей старшего возраста. Эдвард Соджа исследовал «третьи места» как часть урбанистических кластеров, а Арно Мориссон пошёл дальше выделил дополнительное «четвёртое место», комбинацию всех пространств Олденберга.

Почему «третьи места» популярны

Весомым фактором стало изменение процента занятого населения. Люди стали больше работать, и теперь у них меньше времени на личную жизнь и свободное общение. «Третьи места» играют такую важную роль в жизни человека: там можно расслабиться после работы с чашкой кофе и пирожным без необходимости готовить что–то или заниматься бытовыми вопросами вроде закупки продуктов.
Ещё одна причина популярности таких промежуточных пространств — работа и отдых стали менее разграничены. Многие люди работают удалённо, по нестандартному график, занимаются фрилансом. Для них кофейни становятся местом, где можно не только отдыхать, но и работать вне дома. Владельцы кофеен подметили это, поэтому во многих заведениях есть бесплатный Wi–Fi, небольшой ассортимент завтраков и обедов, приятная ненавязчивая музыка на фоне и отдельные столы для посетителей с ноутбуками.
Кофейни становятся своеобразным местом притяжения людей еще и потому, что им не хватает социального взаимодействия и общения. Такие места дают возможность встретиться с друзьями и знакомыми, в комфортной обстановке поделиться всеми новостями из жизни и грядущими планами. К тому же, в кофейнях коммуникация происходит естественным образом даже с незнакомцами: посетитель заказывает у бариста напиток, а потом может завести диалог с потенциальным соседом, если в кофейне заняты все одиночные столики, но присесть всё равно хочется.

Плюсы и минусы «третьих мест»

Одним из главных преимуществ «третьих мест» социологи называют возможность социального взаимодействия. Бранч в кофейне с друзьями помогает снять накопившийся стресс, повышает настроение и тем самым поддерживает психологическое здоровье. А приятные знакомства с новыми людьми и вовсе могут стать лучшим событием за день: в кофейнях можно встретить посетителей с разнообразными интересами, с которыми можно общаться и узнавать, например, о местных культурных достопримечательностях.
Кофейни играют важную роль в формировании местных сообществ. Они могут стать центром социальной жизни и привлечь людей разных возрастов и интересов. Некоторые кофейни специально проводят каппинги и киновечера для привлечения новых посетителей. На таких мероприятиях, как правило, собираются люди со схожими интересами и вкусами, поэтому приятная беседа всем точно обеспечена.
Иногда проведение чрезмерного количества времени в кофейнях становится проблемой. Люди начинают зависеть от атмосферы и удобств, которые присутствуют в их любимых заведениях и тратят слишком большую часть денег и времени на это. При этом человек может даже не замечать абсурда ситуации, пока не задумается по–настоящему над ней: зачем ехать в кофейню на другом конце города ради пары часов работы? Кроме того, длительное пребывание в кофейнях может привести к проблемам со здоровьем из-за потребления большого количества кофеина и углеводов, содержащихся в сэндвичах и сладких десертах, предлагаемых к напиткам.
Кофейни — прекрасные места для того, чтобы провести в них пару свободных часов. Однако нельзя забывать о балансе: лучше встречаться за чашкой кофе для обсуждения новостей с друзьями, а не сидеть там все восемь часов рабочего дня. За это вам не скажут спасибо ни желудок, ни спина, ни другие посетители, которые хотели бы присесть на пятнадцать минут, но все места оказались заняты удалёнщиками.
Нужно понимать, когда потенциальный собеседник готов проболтать с вами час о своей жизни, а когда он мечтает, чтобы вы отстали от него со своими вопросами. О том, как развивать эмпатию, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, читайте в нашем материале:
Можно ли развивать эмпатию и зачем это делать
Есть люди, которые готовы завести диалог о чём угодно с соседом по столику в коворкинге. Однако есть и те, кто предпочитает общаться с незнакомыми людьми только при форс-мажорах. Это происходит из-за того, что у всех нас разные личные границы. Слушайте том, как выстраивать и защищать свои личные границы, в подкасте нашего проекта:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ