Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чем романы Толстого отличаются от романов Достоевского?

Автор Кирилл Сивков 

Толстого и Достоевского можно назвать антагонистами. Это проявляется не только в тех мирах, которые они создают, но и в читательских предпочтениях. Обычно те люди, которые любят одного, не любят другого. Но даже если вы одинаково не любите Толстого и Достоевского, все равно интуитивно чувствуете различия между этими авторами. Сегодня мы разберемся в наиболее ярких из них.

Аполлоническое начало


Аполлоническое начало воплощает в себе гармонию, упорядоченность, стремление к красоте. Безусловно, проза Толстого, который оттачивал каждое свое произведение, наиболее ярко демонстрирует этот принцип.

Как правило, во всех романах писателя нет случайных деталей, каждый персонаж тщательно продуман, а повествователь очень внимателен к каждому движению души героев.

Хорошим примером внимания к деталям могут быть «крепкие сплошные зубы Вронского». К концу романа герой «Анны Карениной» красноречиво будет делать «движение скулой от неперестающей, ноющей боли зуба». Тем самым мы видим, что деталь, которая может казаться случайной, не только выполняет описательную функцию, но и становится выражением душевных переживаний героя.

Дионисийское начало


Дионисийское же начало – это воплощение хаотического, неупорядоченного, случайного. Именно в этом часто обвиняют Достоевского. Например, Набоков никак не мог смириться с тем, что стилистика писателя кажется дерганой, не упорядоченной, во многом случайной. Причина такого подхода к литературе лежит не только в плоскости писательских установок, но и в том, в каких условиях приходилось работать над произведениями.


Обратимся к воспоминаниям жены Достоевского, Анны Сниткиной: «Толстой, Тургенев, Гончаров были люди здоровые и обеспеченные и имевшие полную возможность обдумывать и отделывать свои произведения. Федор же Михайлович страдал двумя тяжкими болезнями, был обременен большою семьею, долгами и занят тяжелыми мыслями о завтрашнем дне, о насущном хлебе».


Но, несмотря на всю критику, романы Достоевского стоят наравне с творчеством Толстого, а для некоторых читателей и превосходят его. Как бы то ни было, но трудно не заметить, насколько стилистическая манера повествования соответствует содержанию произведений писателя. Именно некоторая небрежность, разговорность и расшатанность повествования создает ту необходимую атмосферу, которая любима читателями разных стран. 


Толстой – демиург, а Достоевский – полифоничность


Читая Толстого, трудно не заметить, что он нависает над вами подобно демиургу. Автор всегда знает, что думают его герои, почему поступают так или иначе. И это неслучайно. Для Толстого всегда была важна воспитательная роль литературы.


Именно поэтому все его любимые персонажи находятся в состоянии бесконечного духовного поиска, а автор всеми силами своего гения этот поиск демонстрирует. Более того, читатель Толстого всегда знает, как писатель относится к тому или иному персонажу. Вспомните, например, семью Ростовых и Курагиных в «Войне и мире».


По поводу же авторской позиции Достоевского очень точно высказался Михаил Бахтин. Он сказал, что все романы Достоевского «полифонические», то есть многоголосые. Писатель показывает читателю столкновение идей, но никогда не заставляет вставать на сторону того или иного героя. То есть в мире Достоевского у вас есть выбор, во что верить и за кого переживать.


Это только часть самых видимых отличий писательских техник двух авторов. А какие отличия заметили вы?