Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Выставка «Лики Модерна»

Выставка «Лики модерна» посвящена короткой, но прекрасной эпохе русского искусства. Из этого очерка вы узнаете, какие картины занимают особое место в искусстве модерна, а также определите основные черты этого стиля и познакомитесь с выдающимися художниками.
Время чтения: 5 минут.

Особенности стиля

Родиной модерна считается Англия; оттуда стиль распространился по всей Европе и России. В каждой стране принято называть его по-разному: например, во Франции стиль носит название ар-нуво, в Италии — либерти, в России — модерн. В целом, его принято называть интернациональным стилем. Несмотря на национальные различия, модерн можно безошибочно узнать по его характерным признакам: линеарность, плоскостность рисунка, орнаментальность и маньеристичность. Часто модерн заимствует и переосмысляет сюжеты античности и Возрождения, в России — русский фольклор.
Слева: Альфонс Муха. «Примула», 1899 год. Справа: Альфонс Муха. «Портрет девушки с пером», 1899 год
Модерн подчёркнуто декоративен. Это стиль, где красота для художников является самоценной; можно сказать, что модернисты поклоняются красоте. И это совсем нехарактерно для русской традиции, в которой духовное содержание всегда превалировало над выразительной формой. Технику и сюжеты картин живописцев эпохи модерна сложно охарактеризовать общими словами, так как все авторы работали в индивидуальной манере. Кто-то в своём творчестве осмыслял национальные традиции, кому-то был ближе символизм: мастера модерна исследовали разные грани художественного самовыражения. Можно сказать, что эпоха поощряла стремление к индивидуализму. Это, возможно, стало одной из причин того, что модерн не стал всеобщим стилем и часто воспринимается как переход от реализма к авангарду.
Важнейшей идеей и характеристикой эпохи модерна стал синтез искусств. На языке модерна говорит не только живопись, но и графика, скульптура, архитектура и, конечно, театр. Художники создавали театральные афиши, пригласительные билеты, а также костюмы артистов и декорации. Именно так театр стал точкой схода и вершиной синтетичности искусств в эпоху модерна.
Начните зарабатывать на хобби, анализируя искусство, на нашем курсе «Искусствовед». Для всех, кто хочет кардинально изменить свою жизнь, мы сделали промокод JOURNAL со скидкой 50% на все профессиональные курсы. Он будет действовать до 30 сентября включительно.

Искусство плакатов

Выставка «Лики модерна» занимает третий этаж Инженерного корпуса Третьяковской Галереи и включает в себя три зала. Первый знакомит зрителя с искусством плакатов и афиш конца XIX — первых двух декад XX века. Именно в графике модерн проявился ярче всего. Его стилистика, изобилующая растительными орнаментами, ярко выраженная декоративность и подчёркнутая красивость словно созданы для того, чтобы привлекать и радовать глаз. Искусство плаката уникально тем, что оно старается угодить эстетическим предпочтениям зрителей, поэтому, рассматривая плакаты и афиши, можно понять вкусы людей ушедшей эпохи и почувствовать себя в контексте происходящего в то время.
Очень символично то, что открывает экспозицию знаменитая афиша Константина Сомова к Выставке русских и финляндских художников 1898 года. Эта работа вызвала огромный восторг у современников и стала одним из самых цитируемых изображений русского плакатного модерна. Двигаясь дальше по экспозиции, можно ознакомиться с афишами как периода начала и расцвета стиля, так и его заката в 20-х годах. На выставке представлено большое количество афиш популярного журнала «Нива», который издавался несколько десятков лет. Их создавали такие художники как, например, Елена Самокиш-Судковская, Иван Горюшкин-Сорокопудов и другие. На этих плакатах со всеми присущими модерну приёмами обыгрываются и старинные русские сюжеты вроде былинных воинов, и современная повестка. Например, на работах Елены Самокиш-Судковской мы видим образ эмансипированной красавицы начала XX века.
Коллаж с работами, участвующими в выставке. Справа — А. Я. Головин. «Женский портрет», 1900.
Помимо афиш из журнала «Нива», на выставке можно увидеть и почувствовать атмосферу культурных событий, которыми была наполнена жизнь обеспеченной части общества начала ХХ века. Проводились тематические балы, выставки, концерты, благотворительные базары и другие. Представлены работы таких знаменитых художников, как Лев Бакст, Сергей Судейкин, Иван Билибин, Николай Андреев, Лев Кекушев и других, в том числе неизвестных. Заканчивается экспозиция первого зала уже послереволюционной яркой работой Сергея Судейкина — афишей кабаре 1920 года.

Живопись модерна

За образцами плакатного искусства следует новый зал — уже с живописью модерна. При входе перед зрителем предстаёт картина Александра Головина «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» 1908 года. Она расположена в центре зала прямо напротив входа. Можно только поаплодировать кураторам выставки, которые выбрали именно эту работу как центральную для всей экспозиции. Она является как будто квинтэссенцией живописи стиля модерн: крупноформатная картина-панно изображает знаменитого певца в образе Олоферна из оперы А. Серова «Юдифь». Сюжет о Юдифи и Олоферне часто цитируется в истории живописи, но впервые художник изобразил не самого ассирийского полководца, а образ, мастерски воплощённый Шаляпиным. Таким образом, на полотне соединяется живопись и театр. Картине присущи и орнаментальная декоративность, и уплощённость форм, и выдержанность тёплого колорита, всё это делает её великолепным образцом живописи модерна.
Фото экспонатов выставки
С двух сторон от «Шаляпина» расположены ещё две картины-панно А. Головина, которые словно обрамляют центральную работу. Обходя зал, можно увидеть как известные произведения художников эпохи модерна, так и хранящиеся в запасниках Третьяковской галереи и редко демонстрируемые широкой публике. Среди этих работ есть картины Александра Савинова, Константина Богаевского, Исаака Бродского, Фёдора Боткина, Николая Ульянова, Василия Денисова, Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также несколько скульптур, в том числе две вариации «Натурщиц» Николая Андреева. Здесь представлены картины «Ночь» и «Грех» неизвестного ныне широкой публике художника Василия Денисова. Денисов соединил в своём творчестве приёмы и идеи своей эпохи (модерн, символизм, импрессионизм и другие) и, таким образом, сформировал собственный стиль, ставший одним из ликов русского модерна.

Графика

Последний зал выставки посвящён графике Василия Денисова и ещё глубже погружает зрителя в мир художника эпохи модерна. Посетителям предлагаются к рассмотрению всего несколько эскизов: камерный зал рассчитан на желающих как можно тщательнее изучить технику, детали и этапы работ над картинами, а также почитателей художника. В. Денисов вдохновлялся творчеством Константина Коровина и Михаила Врубеля, и одним из представленных эскизов является композиция по мотивам «Демона поверженного», которую Денисов посвятил памяти Врубеля.
Фото экспонатов выставки
Не найдя своего места в новом социалистическом государстве, художник умер от голода и нищеты в 1922 году. Также и стиль модерн, воспевающий красоту мира, уже не вписывался в новую реальность, обезображенную Первой Мировой Войной, революцией и Гражданской войной в России. В начале 1920-х годов окончательно уступил место новым направлениям в искусстве.

Мнение о выставке

Подводя итог, можно сказать, что выставка позволяет зрителю исследовать грани модерна от самых понятных и поверхностных до глубинных и камерных, это подчёркивается и порядком расположения экспозиции, и организацией выставочного пространства. Отдельно хочется отметить то, насколько удачно выбран фон стен — серо-пурпурный, гармонирующий с каждым представленным произведением, подчёркивающий колорит работ.
К единственному минусу выставки можно отнести кураторские тексты, которые насыщены пространными оборотами, рассчитанными в первую очередь на людей, достаточно глубоко погруженных в искусство. Обывателю, который пришёл познакомиться с модерном, сложно воспринимать нагромождение абстрактных понятий. Кроме того, замечательно было бы рассказать о кураторском замысле и логике построения выставочного маршрута.
Выставку «Лики модерна» можно назвать блестящей репрезентацией целой эпохи, короткой, но яркой, по праву занявшей свое место в истории русского искусства.
Эта статья была написана Анной Барышниковой, студенткой нашего профессионального курса «Искусствовед».
Освойте университетскую программу, получите официальный диплом и станьте частью нашего комьюнити единомышленников.
ИСКУССТВО