Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бытие и ничто»: анализ ключевых концепций философии Сартра

«Бытие и ничто» Жана-Поля Сартра — это глубокий философский труд, который бросает вызов традиционным взглядам на существование, свободу и смысл жизни. Сартр показывает, что мы не просто существуем, но и активно участвуем в создании смысла в нашей жизни. В статье разбираем основные идеи этой работы.

Время чтения: 5 минут.

Работа над «Бытием и ничто»

В этом произведении Сартр опирается на работы Гуссерля и Хайдеггера, но в то же время критикует их и предлагает свой уникальный взгляд. Он исследует различие между «бытием в себе» (мире вещей) и «бытием для себя» (мире сознания), вводит понятие «ничто» как нечто, что разделяет и соединяет эти два аспекта бытия. Сартр утверждает, что «ничто» не существует само по себе, оно возникает только в контексте «бытия». «Ничто» проявляется через отсутствие, отрицание или невозможность. Оно не является чем-то конкретным, но в то же время играет ключевую роль в нашем восприятии мира.
Жан-Поль Сартр

Бытие в себе (être-en-soi)

«Бытие в себе» относится к миру объектов, вещей, которые существуют независимо от нашего сознания. Эти объекты стабильны, неизменны и не имеют внутренних противоречий. Они просто «есть», и их существование не зависит от того, как мы их воспринимаем или думаем о них. Примерами «бытия в себе» могут служить камни, деревья, стулья и другие физические объекты.

Бытие для себя (être-pour-soi)

В отличие от «бытия в себе», «бытие для себя» относится к сознанию, к человеческому существованию. Это бытие характеризуется непостоянством, изменчивостью. «Бытие для себя» всегда стремится к чему-то, находится в постоянном процессе становления.
«Бытие для себя», «бытие в себе» — кажется, разобраться в этом невозможно. Получите готовый разбор от эксперта в видео-саммари «10 главных вопросов философии». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Дурная вера (Mauvaise foi)

Для описания самообмана Сартр вводит понятие «дурной веры». Люди в состоянии «дурной веры» отрицают свою свободу и пытаются убедить себя в том, что они связаны обстоятельствами, социальными ролями или внешними ожиданиями. Они игнорируют тот факт, что всегда имеют возможность выбора и что они несут ответственность за свои действия.
В своем философском труде Сартр приводит пример официанта в кафе. Официант пытается убедить себя и других в том, что он не просто играет роль официанта, а действительно является официантом в самом глубоком смысле этого слова. Он пытается уклониться от своей свободы и ответственности, приняв роль, которая, по его мнению, определяет его. Молодой человек отказывается признавать, что даже в роли официанта он все еще свободен и может выбирать, как себя вести.

«Взгляд другого»

Сартр утверждает, что мы осознаем свое «я» только через взгляд другого. Когда мы видим себя глазами другого человека, мы осознаем себя как объект в мире. По этим взглядом мы более критичны к себе, оцениваем свои действия и внешность с точки зрения предполагаемого мнения другого. Из-за этого наше поведения меняется и начинает подстраиваться под ожидания и нормы, которые, как мы полагаем, другие люди предъявляют к нам.

Существование и сущность

В отличие от традиционной философии, которая утверждает, что сущность предшествует существованию, Сартр утверждает, что существование предшествует сущности. Это означает, что мы сначала существуем, а уже потом формируем свою сущность через свои действия и выборы.
Кто стоял у истоков экзистенциализма и почему это философское направление так популярно, рассказываем в статье:

Философия экзистенциализма: основные идеи
ФИЛОСОФИЯ