Иосифляне и нестяжатели — два течения Русской православной церкви конца XV – середины XVI веков, основатели которых были впоследствии канонизированы. Что о них известно? В чём заключался их спор? Кто одержал в нём победу и к чему это в конечном итоге привело? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать
Небольшая предыстория
Прежде чем начать разговор о нестяжателях и иосифлянах, следует вспомнить о том, что происходило в Русском государстве XV века и какие события повлияли на формирование этих двух противоположных по духу течений.
В XV веке Русь представляла собой совокупность раздробленных и независимых друг от друга княжеств, которые всё ещё платили дань ханам Большой Орды. Московский князь Иван III, чьё правление длилось почти полвека (1462–1505), объединил вокруг Москвы северо-восточную Русь, за что был прозван «собирателем земли русской». Именно Иван III перестал платить дань Орде, а знаменитое Стояние на Угре поставило точку в свержении монголо-татарского ига на Руси.
Для любого централизованного государства нужна объединяющая идеология, и в отношении Русского государства ею могла стать православная вера. В то время оплотом русской духовной культуры были монастыри. В них писали и переводили книги, при них открывали школы, иконописные и ремесленные мастерские. Большинство монастырей подобно помещикам имели свою вотчину — закреплённые за ними крупные земельные участки, обработкой которых занимались крестьяне. А чем больше у вотчинника земли, тем сильнее становилось его влияние.
Участники спора
В справочниках и энциклопедиях нестяжательство, как и иосифлянство, называют то церковно-политическим течением, то монашеским движением, то направлением русской религиозно-общественной мысли. Последнее определение самое ёмкое и наиболее удачное.
Нестяжатели — это последователи Нила Сорского (1433–1508), который проповедовал идеи нестяжания, то есть бескорыстия, отсутствия страсти к богатству и накопительству. Его праву можно было назвать исихастом — приверженцем «умного делания».
Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский совершил длительное паломничество в Палестину и на гору Афон, основал свой скит в лесу на берегу реки Сора, ставший впоследствии известным как Нило-Сорская пустынь. Свои взгляды на жизнь Нил изложил в «Уставе скитского жития», «Преданиях» и ряде посланий. Последователями Нила Сорского стали Максим Грек, Артемий Троицкий и Вассиан Патрикеев по прозвищу Косой.
Иосифлянами называют представителей церковно-политического течения, сплотившихся вокруг Иосифа Волоцкого (1439–1515), основавшего Волоколамский монастырь. Иосиф имел, как сейчас бы сказали, активную жизненную позицию и решал вопросы, возникающие между церковью и государством. Монах считал, что монастырям нужны обширные земли и другое имущество, чтобы у монахов было больше возможности помогать нуждающимся.
Интересно, что последователи Волоцкого, среди которых митрополиты Макарий, Даниил и старец Филофей, сами себя иосифлянами не называли. Одним из первых их так именует в своём письме опальный князь Андрей Курбский.
Развитие конфликта
Начало спора было положено во время церковного собора в конце лета 1503 года. На соборе присутствовал московский князь Иван III со своими сыновьями. Он решил поддержать нестяжателей, так как в его интересах было заполучить как можно больше земель для раздачи их своим приближённым.
После решения собором вынесенных на обсуждение вопросов Нил Сорский якобы предложил к рассмотрению тему монастырских владений. Иосиф Волоцкий, произнеся пламенную речь, отстоял право монастырей иметь свои «сëла». Однако ни одного постановления по земельному вопросу тогда утверждено не было, а дошедшие до нас источники, которые свидетельствуют об этом, весьма противоречивы.
В 1504 году в Москве состоялся ещё один собор, на котором решался вопрос с еретиками (инакомыслящими) — ещё один предмет спора иосифлян и нестяжателей. И вновь последнее слово оказалось за Иосифом Волоцким, который добился жестокой расправы над еретиками: самых ярких представителей ереси «жидовствующих» сожгли на костре, остальных заточили в монастыри. Нестяжатели же выступали против смертной казни при условии раскаяния еретиков.
В отличие от своего отца Василий III (1505–1533) поддерживал идеи иосифлян. Концепция «Москва — третий Рим», сформулированная старцем Филофеем, позволяла московским князьям называть себя прямыми наследниками византийских императоров, а Москву — лидером православного мира. К концу правления Василия III нестяжатели Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены и заточены в Иосифо-Волоцком (Волоколамском) монастыре.
Кто победил и к чему это привело
Стоглавый собор 1551 года в какой-то степени повторяет собор 1503 года: Иван Грозный (1533–1584), надеясь произвести секуляризацию (конфискацию) монастырских земель, поддержал нестяжателей, однако и на сей раз иосифляне одержали победу. Правда, было принято решение о недопущении дальнейшего наращивания монастырских владений. В этот раз постановления собора были зафиксированы в «Стоглаве» (сборнике «деяний», то есть решений, состоящем из 100 глав), от которого собор и получил своё название.
Таким образом, 1551 год положил конец полувековому спору, из которого иосифляне вышли победителями. Василий Ключевский писал о том, что порождением победивших идей иосифлянства стала опричнина 1565–1572 годов.
Историческое значение
События первой половины XVI века и спор, возникший вокруг церковных землевладений, стали той развилкой, на которой определился дальнейший путь развития не только монастырского движения, но и всего Русского государства в целом. Царская власть крепла с каждым днём, заручившись поддержкой церкви, которая, в свою очередь, сохранила свои крупные землевладения.
Есть предположение, что никакого противостояния между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким не было, а конфликт был выдуман более поздними авторами с целью политических интриг. Тем не менее образ Нила Сорского прочно связан с нравственным самосовершенствованием, духовной чистотой и победой ума над страстями. Сочинения преподобного повлияли на развитие традиций старчества в XIX веке. Вспомнить об идеях нестяжательства власти заставила очередная секуляризация государством церковных и монастырских земель в конце XVIII века.
К святому Иосифу Волоцкому обращаются при решении каких-либо имущественных вопросов. Так, например, в 2019 году преподобный Иосиф стал небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения российской армии.