Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Спор иосифлян и нестяжателей: главные события и участники

Иосифляне и нестяжатели — два течения Русской православной церкви конца XV – середины XVI веков, основатели которых были впоследствии канонизированы. Что о них известно? В чём заключался их спор? Кто одержал в нём победу и к чему это в конечном итоге привело? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Время чтения: 5 минут

Небольшая предыстория

Прежде чем начать разговор о нестяжателях и иосифлянах, следует вспомнить о том, что происходило в Русском государстве XV века и какие события повлияли на формирование этих двух противоположных по духу течений.
В XV веке Русь представляла собой совокупность раздробленных и независимых друг от друга княжеств, которые всё ещё платили дань ханам Большой Орды. Московский князь Иван III, чьё правление длилось почти полвека (1462–1505), объединил вокруг Москвы северо-восточную Русь, за что был прозван «собирателем земли русской». Именно Иван III перестал платить дань Орде, а знаменитое Стояние на Угре поставило точку в свержении монголо-татарского ига на Руси.
Для любого централизованного государства нужна объединяющая идеология, и в отношении Русского государства ею могла стать православная вера. В то время оплотом русской духовной культуры были монастыри. В них писали и переводили книги, при них открывали школы, иконописные и ремесленные мастерские. Большинство монастырей подобно помещикам имели свою вотчину — закреплённые за ними крупные земельные участки, обработкой которых занимались крестьяне. А чем больше у вотчинника земли, тем сильнее становилось его влияние.

Участники спора

В справочниках и энциклопедиях нестяжательство, как и иосифлянство, называют то церковно-политическим течением, то монашеским движением, то направлением русской религиозно-общественной мысли. Последнее определение самое ёмкое и наиболее удачное.
Нестяжатели — это последователи Нила Сорского (1433–1508), который проповедовал идеи нестяжания, то есть бескорыстия, отсутствия страсти к богатству и накопительству. Его праву можно было назвать исихастом — приверженцем «умного делания».
Нил Сорский
Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский совершил длительное паломничество в Палестину и на гору Афон, основал свой скит в лесу на берегу реки Сора, ставший впоследствии известным как Нило-Сорская пустынь. Свои взгляды на жизнь Нил изложил в «Уставе скитского жития», «Преданиях» и ряде посланий. Последователями Нила Сорского стали Максим Грек, Артемий Троицкий и Вассиан Патрикеев по прозвищу Косой.
Иосифлянами называют представителей церковно-политического течения, сплотившихся вокруг Иосифа Волоцкого (1439–1515), основавшего Волоколамский монастырь. Иосиф имел, как сейчас бы сказали, активную жизненную позицию и решал вопросы, возникающие между церковью и государством. Монах считал, что монастырям нужны обширные земли и другое имущество, чтобы у монахов было больше возможности помогать нуждающимся.
Иосиф Волоцкий
Интересно, что последователи Волоцкого, среди которых митрополиты Макарий, Даниил и старец Филофей, сами себя иосифлянами не называли. Одним из первых их так именует в своём письме опальный князь Андрей Курбский.

Развитие конфликта

Начало спора было положено во время церковного собора в конце лета 1503 года. На соборе присутствовал московский князь Иван III со своими сыновьями. Он решил поддержать нестяжателей, так как в его интересах было заполучить как можно больше земель для раздачи их своим приближённым.
Хэй, подписывайся на телеграм Интровертов! Там еще больше нескучных разборов!
После решения собором вынесенных на обсуждение вопросов Нил Сорский якобы предложил к рассмотрению тему монастырских владений. Иосиф Волоцкий, произнеся пламенную речь, отстоял право монастырей иметь свои «сëла». Однако ни одного постановления по земельному вопросу тогда утверждено не было, а дошедшие до нас источники, которые свидетельствуют об этом, весьма противоречивы.
В 1504 году в Москве состоялся ещё один собор, на котором решался вопрос с еретиками (инакомыслящими) — ещё один предмет спора иосифлян и нестяжателей. И вновь последнее слово оказалось за Иосифом Волоцким, который добился жестокой расправы над еретиками: самых ярких представителей ереси «жидовствующих» сожгли на костре, остальных заточили в монастыри. Нестяжатели же выступали против смертной казни при условии раскаяния еретиков.
В отличие от своего отца Василий III (1505–1533) поддерживал идеи иосифлян. Концепция «Москва — третий Рим», сформулированная старцем Филофеем, позволяла московским князьям называть себя прямыми наследниками византийских императоров, а Москву — лидером православного мира. К концу правления Василия III нестяжатели Максим Грек и Вассиан Патрикеев были осуждены и заточены в Иосифо-Волоцком (Волоколамском) монастыре.

Кто победил и к чему это привело

Стоглавый собор 1551 года в какой-то степени повторяет собор 1503 года: Иван Грозный (1533–1584), надеясь произвести секуляризацию (конфискацию) монастырских земель, поддержал нестяжателей, однако и на сей раз иосифляне одержали победу. Правда, было принято решение о недопущении дальнейшего наращивания монастырских владений. В этот раз постановления собора были зафиксированы в «Стоглаве» (сборнике «деяний», то есть решений, состоящем из 100 глав), от которого собор и получил своё название.
Таким образом, 1551 год положил конец полувековому спору, из которого иосифляне вышли победителями. Василий Ключевский писал о том, что порождением победивших идей иосифлянства стала опричнина 1565–1572 годов.

Историческое значение

События первой половины XVI века и спор, возникший вокруг церковных землевладений, стали той развилкой, на которой определился дальнейший путь развития не только монастырского движения, но и всего Русского государства в целом. Царская власть крепла с каждым днём, заручившись поддержкой церкви, которая, в свою очередь, сохранила свои крупные землевладения.
Есть предположение, что никакого противостояния между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким не было, а конфликт был выдуман более поздними авторами с целью политических интриг. Тем не менее образ Нила Сорского прочно связан с нравственным самосовершенствованием, духовной чистотой и победой ума над страстями. Сочинения преподобного повлияли на развитие традиций старчества в XIX веке. Вспомнить об идеях нестяжательства власти заставила очередная секуляризация государством церковных и монастырских земель в конце XVIII века.
К святому Иосифу Волоцкому обращаются при решении каких-либо имущественных вопросов. Так, например, в 2019 году преподобный Иосиф стал небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения российской армии.

Вы спали на парах по истории, но экзамен приближается? Получите пятерку, несмотря на пропуски, с саммари «Вся история России за 24 часа». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
Нравится читать об истории? Ещё больше интересного в нашей статье:
Что такое опричнина
ИСТОРИЯ