Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Луиджи Пиранделло: театр в театре

Вклад Пиранделло в развитие драмы XX века трудно переоценить. Он предложил новый взгляд на ее структуру, где диалоги и действия персонажей не всегда служат развитию сюжета в традиционном понимании. Подробнее о театре Пиранделло рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Что такое «театр в театре»

В театре Пиранделло «театр в театре» — это не просто технический прием, это способ исследования и выражения глубоких философских и психологических идей. В своих знаменитых пьесах, таких как «Шесть персонажей в поисках автора», «Каждый по-своему» и «Сегодня мы импровизируем», Пиранделло исследует границы между реальностью и иллюзией, между актером и персонажем, между сценой и залом.

В этих пьесах Пиранделло размывает границы между жизнью и искусством, показывая, что театр — это не просто место для развлечения, но и пространство для размышлений о сущности человеческого бытия. Персонажи его пьес часто осознают себя как часть театрального представления, что приводит к метафизическим рассуждениям о природе реальности и иллюзии.
Спектакль «Шесть персонажей в поисках автора»

Деконструкция театрального события

Пиранделло не просто использует театральные приемы, он деконструирует само театральное событие. В его пьесах зрители, актеры, режиссеры и даже сам автор становятся частью драматического действия. Это создает сложную многоуровневую структуру, где каждый уровень взаимодействует друг с другом.

В пьесе «Шесть персонажей в поисках автора» зрители с самого начала сталкиваются с необычной ситуацией: на сцену врываются шесть персонажей, утверждающих, что они являются незавершенными созданиями автора, и ищут драматурга, который смог бы завершить их историю.

Персонажи Пиранделло не просто вымышленные фигуры, они обладают собственной волей, чувствами и историей. Они не подчиняются традиционным правилам драматургии, где персонажи являются лишь инструментами в руках автора. Вместо этого, они активно пытаются влиять на ход сюжета, вступая в конфликт с актерами и режиссером, которые пытаются их «использовать» в своем представлении.
Луиджи Пиранделло репетирует текст с актерами

Личность и маска

Проблема личности и маски приобретает особую остроту. Эти персонажи, оказавшиеся в ловушке своих ролей, вынуждены бесконечно повторять свои драматические судьбы. Они страдают от неспособности изменить свою судьбу, что является метафорой человеческой жизни, где каждый вынужден играть определенную роль, надевать социальную маску.

Пиранделло показывает, что маска — это не просто средство скрыть истинное «Я», но и способ защиты, инструмент социального взаимодействия. Персонажи его пьесы постоянно балансируют между своей истинной сущностью и ролью, которую они вынуждены играть. Это создает внутренний конфликт, душевную расколотость, которая становится основным двигателем драматического действия.

В «Шести персонажах в поисках автора» Пиранделло исследует идею о том, что человеческая личность многогранна и противоречива. Персонажи пытаются найти свою идентичность, но сталкиваются с тем, что их «реальность» зависит от взглядов и интерпретаций других. Это приводит к парадоксальной ситуации, где истинное «Я» невозможно отделить от навязанной социальной роли.
Как сделать так, чтобы «отлично» на экзамене по литературе стало реальностью? Просто откройте видео-саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко» и получите ответы на все билеты. А по промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
Если Пиранделло фокусировался на деконструкции театрального события и игре между реальностью и иллюзией, то немецкий драматург Бертольт Брехт стремился пробудить у зрителя критическое мышление. Подробнее о его «Эпическом театре» в статье:

Как Брехт сломал «четвертую стену»?
ЛИТЕРАТУРА