Подари саморазвитие
*тык*
Сертификаты на 2000+ лекций и курсов на гуманитарные темы от 299 ₽
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Мир искусства»: каким было творческое объединение художников?

«Мир искусства» — это художественное объединение российских живописцев. Оно сыграло большую роль в формировании авангарда, так как пропагандировало идеалы символизма и модерна. Так каким было это объединение? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать

Журнал мирискусников

Объединение «Мир искусства» появилось 9 ноября 1898 года. Тогда же вышел и первый номер одноименного журнала. Выпуском издания руководил Сергей Дягилев. Журнал финансировали известные меценаты: княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов. Однако они разорились, и художник Валентин Серов помог изданию получить государственное финансирование. «Мир искусства» рассказывал о новых веяниях в русском и западном искусстве, в нем выходили новости, иллюстрации.
М. В. Якунчикова, дизайн обложки журнала «Мир искусства»
Основателями объединения считаются художник Александр Бенуа, предприниматель Сергей Дягилев и его двоюродный брат Дмитрий Философов. Общественность узнала о «Мире искусства» после первой выставки, которая была проведена в Музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. На этой выставке были представлены картины Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова. Но на выставке были работы не только русских, но и финских художников. За это основатель Товарищества передвижных художественных выставок Григорий Мясоедов раскритиковал экспозицию.

Популяризация русского искусства

В 1890-е гг. художники начали разочаровываться в академическом искусстве. Представители «Мира искусства» Борис Кустодиев, Николай Рерих, Константин Сомов, Игорь Грабарь также были недовольны академизмом. Стоит отметить, что Сергей Дягилев хотел показать русское искусство всему миру. Он писал Бенуа: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить на Западе». Представители «Мира искусства» сначала с недоверием относились к современной западной живописи.
Когда Бенуа жил во Франции, где активно развивался импрессионизм, он писал Константину Сомову: «Другой раз выставлял прославленный Ван Гог, молодой голландец. Он умеет рисовать, и даже довольно ловко, но картины и почти все этюды — шаржи, и неостроумные». Однако на выставке в 1899 году мирискусники уже решили показать публике работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега. Художники выбрали картины, которые были близки к стилю модерн, чтобы зрители постепенно привыкали к западной живописи.

Распад «Мира искусства»

Работы представителей «Мира искусства» выставлялись и за рубежом. Так, на выставке в Мюнхене были представлены полотна Константина Сомова. В 1903 году уже была организована его персональная выставка. В Германии публика была знакома с картинами Льва Бакста. Хотя известность к нему пришла лишь в 1910-е гг., когда он работал с Дягилевым.
Мирискусники стремились к возвышенным художественным ценностям. Они считали, что живопись способна изменить окружающую действительность. В основном художники вдохновлялись достижениями прошлого, они находили свою эстетику в каждой эпохе.
Третья выставка картин «Мира искусства» в Академии художеств, 1901 год
В 1910-е гг. на выставках мирискусников стали присутствовать работы авангардистов: Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой. В газете «Столичная молва» вышла статья о том, что вместо «Мира искусства» были представлены полотна «Бубнового валета» с «крошечным бледным отделением “Мира искусства“». Мирискусники не знали, чем удивить зрителей. Сергей Дягилев стал меньше уделять времени объединению, так как занялся Русскими сезонами. В 1924 году объединение изжило себя.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО