Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Автор Татьяна Барчукова

На этой неделе в Ижевске произошла трагедия: бывший ученик ворвался в школу с огнестрельным оружием. Это не первый случай стрельбы в школах: к сожалению, проблема скулшутинга (от англ. school shooting — «школьная стрельба») остается актуальной во многих странах. Почему люди идут на такие страшные преступления? И можно ли их предотвратить?

Как становятся преступниками? Некоторые считают, что это не имеет значения: главное — чтобы виновный понес наказание, а поиски причин и мотивов будто бы оправдывают его.

Но на самом деле психологи изучают психику преступников, чтобы понять, что привело к трагедии и как предотвратить преступления в будущем.

Мы привыкли считать, что люди, способные на такое, психически нездоровы в классическом понимании этого слова. Кроме того, многие представляют их одинокими и социально изолированными жертвами буллинга: они терпят издевательства в школе, ни с кем не общаются, у них нет друзей. Но это не так.

Очевидно, у школьных стрелков есть нарушения психики, но обычно они проявляются не так, как многие представляют, и незаметны для окружающих.

Многие стрелки обладают ясным рассудком и способностью хладнокровно и детально планировать атаку. Они выбирают своей целью вполне определенные группы людей, руководствуясь своими причинами, которые кажутся им логичными.

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Дело в диагнозе?


Понять мотивы и особенности психики массовых убийц — достаточно сложная задача для мирового психологического сообщества, поскольку большинство из тех, кто совершает такие преступления, не выживают. Они либо убивают себя сами, либо позволяют полиции это сделать. Но те, кто выжил, имеют определенные схожие черты.

Два самых часто встречающихся диагноза — параноидальная шизофрения и нарциссическое расстройство личности. Зачастую их ставят посмертно, опираясь на анализ поведения до преступления.

Грант Дуве, директор по вопросам исследований в Департаменте исправительных учреждений штата Миннесота, проанализировал 160 случаев массовых убийств в США с 1915 по 2013 гг. Согласно его исследованиям, у 60% преступников накануне стрельбы были явно выраженные признаки параноидальной шизофрении или депрессии.

Однако подавляющее большинство людей с подобными расстройствами абсолютно безопасны для общества и не склонны к подобного рода насилию. Диагноз не является причиной преступления и не говорит о том, что человек опасен.

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Доказать свою силу


Среди скулшутеров есть лишь одна девушка — случай произошел в США в 2021 г. Психологи связывают это с особенностью гендерной социализации: мужчины чаще применяют грубую силу и оружие в конфликтах, чтобы доказать свою маскулинность.
Кроме того, статистика показывает, что не все скулшутеры — отвергнутые одиночки. Многие из них были вовлечены в школьную жизнь, посещали спортивные секции и со стороны не казались опасными. При этом все они чувствовали себя несправедливо обиженными и недооцененными.

Они могли выглядеть активными и общительными, но на самом деле были в депрессии и испытывали давление общества.

Они хотели отомстить всему миру, а школа для них становилась моделью всего общества, и на ней они вымещали агрессию.

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Непризнанный гений


Многие психологи, в т. ч. австралийский судебный психиатр Пол Маллен, считают, что путь к подобному преступлению является достаточно стереотипным. Большинство стрелков имели грандиозные представления о своей личности и не могли их умерить даже после суда. Однако в реальной жизни им практически никогда не удавалось добиться успеха на работе или в межличностных отношениях.

Они убеждены, что единственным объяснением этих неудач является саботаж со стороны окружающих, и винят в своих проблемах других.

Практически во всех случаях стрелки или были изолированы от сверстников в детстве, или росли в дисфункциональных семьях, это и вело к проблемам в социализации в школе. Все они отличались упрямством и подозрительностью, что еще больше усугубляло ситуацию социального отторжения.

Подобный разрыв между неадекватной самооценкой и действительностью ведет к маниакальному накоплению обиды и жажде мести всем представителям отвергнувшего их сообщества ради того, что они считают «справедливостью».

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Еще одним толчком может стать серьезное потрясение: финансовые потери, семейные конфликты, любовные неудачи и пр. Это обостряет несоответствие между представлениями о масштабах своей личности и реальностью. Преступник понимает, что терять ему нечего, и решается на страшный шаг.

Подтверждением является то, что почти все стрелки готовы умереть.
Исследователи полагают, что сценарий подобной формы суицида закрепился в современной культуре. Стрелки мечтают испытать чувство контроля и доминирования, стремятся к славе — и им все равно, что они станут известны миру как монстры.

Что делать?


В первую очередь необходимо задуматься о возможных жертвах — учениках и учителях. Чтобы снизить риски, необходимы специальные уроки: каждый должен знать, что нужно делать в экстренных случаях, чтобы избежать паники и минимизировать количество пострадавших. Кроме того, в школах должны быть усилены меры безопасности: охрана, тревожные кнопки, рамки металлоискателей.

Как становятся школьными стрелками? Можно ли было предотвратить трагедию

Мы также можем обратиться к опыту Финляндии, где в школах проводят работу по нормализации климата в коллективе и внимательно следят за психологическим состоянием детей. Простые тесты тут не помогут, ведь не все преступники имели диагностированные расстройства. Но социально-психологическое сопровождение помогает выявить проблемы и предотвратить преступления: за 14 лет, с тех пор как в Финляндии начали такую работу, там не было случаев скулшутинга.

Многие трагедии происходят из-за людского равнодушия. Будьте внимательны к окружающим. Если у вас есть возможность, попросите, чтобы в вашей школе/университете ввели уроки безопасности.
Научитесь сами и научите близких использовать тревожный сигнал в мобильном телефоне и смарт-часах.

Чтобы снизить тревогу от новостей, используйте проверенные методики от наших психологов.

250+ наших курсов по психологии и другим направлениям доступны абсолютно в нашем приложении. Оформляйте подписку на него на нашем сайте.
Правое полушарие Интроверта