До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему художники не всегда подписывали картины?

Когда мы приходим в музей или галерею, мы обращаем внимание не только на картины, но и на подписи художников в правом нижнем углу. Подпись — это часть бренда живописца. Но так было не всегда. Рассказываем, когда художники начали подписывать полотна.

Время чтения: 3 минуты.

Подпись — это грех

В Древней Греции и Древнем Риме античные мастера ставили подписи на работах. Тогда картин не было, подписи ставили на статуях и амфорах. В те времена считалось, что мастер подражает действительности, а не создает что-то новое. После развала Римской империи изобразительное искусство кардинально поменялось. Главным стал Бог. А художник должен был бороться с гордыней. Именно поэтому ему не разрешалось обозначать авторство полотна. Живописцы Средневековья могли лишь оставить надпись «Анон», «Мастер», букву «М» или более длинные псевдонимы, например, «Мастер святой Вероники», «Мастер святого Франциска». Художники не хотели оскорбить Бога и скрывали свои имена.
Все изменилось, когда началась эпоха Возрождения. Табу на подпись было снято. Теперь живописцы могли указывать авторство. Это приносило им больше денег с продажи картин. Одними из первых художников, которые подписывали картины, были Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Ян ван Эйк.

Скрытые подписи

В эпоху Возрождения художники часто ставили скрытые подписи. Они были элементом головоломки. Например, Бартоломео Пассаротти на натюрмортах указывал авторство с помощью изображений воробьев.
Бартоломео Пассаротти, «Святой Иероним». 1480 год
Дело в том, что «пассаротто» с итальянского означает «воробей». Причем птиц можно увидеть в абсолютно неожиданных местах: возле распятого Христа, на книгах. Сандро Боттичелли тоже считают известным живописцем итальянского Возрождения. Он часто писал работы на заказ и рисовал на них скрытые автопортреты. Это не вызывало негодование заказчика, так как Боттичелли располагал их на заднем плане. Так, на полотне «Поклонение волхвов» художник изобразил себя справа в терракотовом плаще.
Но подписи не решили проблему установления авторства картин. Например, Рембрандт ван Рейн был не только художником, но и учителем. Его подопечные заимствовали манеру письма Рембрандта. В результате появилось огромное количество работ, похожих по стилю на полотна великого художника.

Не только подпись

Для коллекционеров стало настоящей проблемой, что работы учеников было не отличить от картин мастера. Так, споры по поводу авторства полотен Рембрандта актуальны до сих пор. Подпись приобрела привычный нам вид лишь в XVII веке. Художники не ставили подпись лишь в редких случаях. Например, Пабло Пикассо ужинал в ресторане и решил расплатиться рисунком вместо денег. Он нарисовал на чеке картинку, но не поставил подпись. Когда его попросили обозначить авторство, Пикассо ответил: «Дорогой мой, я заплатил только за ужин, а не за весь ресторан».
«Лучшее предложение», 2012 год
Со временем личность художника стала значимым фактором определения стоимости его работы. Хотя авторство проявляется не только в подписи, но и в манере письма. Мазки, цветовое решение, выбор темы — все это подчеркивает идентичность живописца.
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО