«Критика чистого разума» – это философское произведение Иммануила Канта, опубликованное в 1781 году. Эта книга считается одной из самых значимых работ в западной философии. А еще одной из самых сложных для понимания студентов.
Мы собрали краткое содержание, чтобы вам не пришлось страдать на семинаре!
Коротко о книге
В «Критике чистого разума» Кант исследует, как разум может вносить свой вклад в познание мира, а также ограничения разума. Он говорит, что есть вещи, которые мы никогда не сможем полностью понять только разумом, такие как сущность божества или бесконечность вселенной.
«Критика чистого разума» также знаменует собой перелом в философии, ведь до Канта многие философы искали окончательные ответы на вопросы о мире. Кант же показал, что есть определенные пределы нашего познания, и что мы должны признать эти ограничения.
В философии Канта, «чистый разум» и «трансцендентальный» — это важные понятия, которые помогают понять, как мы воспринимаем и понимаем мир.
Чистый разум: когда Кант говорит о «чистом разуме», он имеет в виду ту часть нашего мышления, которая работает независимо от наших конкретных опытов или чувственных впечатлений. «Чистый» здесь значит «не смешанный с опытом». Например, когда мы думаем о концепциях, таких как времени или причинности, мы используем чистый разум, потому что эти идеи не приходят непосредственно из наших чувственных опытов.
Трансцендентальный: это слово Кант использует для описания всего того, что помогает нам понять и организовать наши чувственные впечатления и опыт. «Трансцендентальный» не означает что-то сверхъестественное или мистическое; скорее, это относится к способам, которыми наш разум структурирует наш опыт. Например, понятия времени и пространства Кант считает трансцендентальными, потому что они формируют основу того, как мы воспринимаем мир, хотя сами по себе они не являются частью физического мира.
Трансцендентальное учение о началах
Трансцендентальное учение о началах у Канта — это часть его работы «Критика чистого разума», где он обсуждает, каким образом наши разумные способности (как «начала» или основы познания) влияют на наше восприятие и понимание мира.
В этом разделе Кант разделяет «начала» на два вида: априорные и апостериорные. Априорные начала - это основные правила или принципы, которые существуют в нашем разуме до любого опыта (например, принцип причинности — что каждое событие имеет причину). Апостериорные начала, напротив, приобретаются через опыт.
Данный раздел включает в себя 2 большие части: трансцендентальную эстетику и трансцендентальную логику.
Трансцендентальная эстетика
Трансцендентальная эстетика в работе Канта «Критика чистого разума» — это раздел, где он обсуждает, как мы воспринимаем пространство и время. Кант говорит, что пространство и время не являются вещами, которые существуют независимо от нас, а скорее способами, которыми мы, как люди, организуем свой опыт.
Пространство: Кант утверждает, что пространство не является чем-то, что существует само по себе или чем-то, что мы находим в мире. Скорее, это способ, каким наш разум структурирует визуальные и пространственные данные. Проще говоря, это как очки, через которые мы смотрим на мир, и они помогают нам видеть вещи в определенном порядке и местоположении.
Время: аналогично, Кант говорит, что время не существует само по себе, вне нашего сознания. Время — это способ, которым мы понимаем последовательность событий и наше существование. Это как внутренние часы, которые помогают нам организовывать события от прошлого к настоящему и в будущее.
Трансцендентальная логика
Трансцендентальная логика в работе Канта «Критика чистого разума» исследует, как наш разум обрабатывает и структурирует информацию, которую мы получаем через опыт. Эта часть делится на две основные секции: Трансцендентальная Аналитика и Трансцендентальная Диалектика.
Трансцендентальная аналитика: здесь Кант разбирается с тем, как наш разум использует различные категории и понятия для организации и понимания опыта. Например, когда мы видим яблоко, наш разум автоматически категоризирует его как фрукт, используя заранее сформированные категории. Кант говорит, что такие категории разума необходимы для того, чтобы сделать наш опыт осмысленным и понятным.
Трансцендентальная диалектика: в этой части Кант обращается к ошибкам и заблуждениям, которые могут возникать, когда наш разум пытается применить свои категории и понятия к вещам, которые не могут быть полностью познаны через опыт. Например, когда люди пытаются понять бесконечность или сущность Бога, они часто приходят к противоречивым или неразрешимым вопросам, потому что эти концепции выходят за рамки нашего опытного понимания.
Трансцендентальное учение о методе
Трансцендентальная методология – это раздел в «Критике чистого разума» Канта, где он обсуждает правильные методы и подходы к философии и науке. Это своего рода инструкция о том, как мы должны использовать наш разум и знания.
Кант говорит, что важно понимать границы нашего разума и знаний. Он утверждает, что есть вещи, которые мы просто не можем полностью понять или объяснить, используя наш разум. Например, мы не можем полностью понять бесконечность или абсолютное начало всего существующего, потому что наш опыт и разум ограничены.
Трансцендентальная методология также подчеркивает важность критического подхода к знанию. Кант предлагает не принимать вещи на веру или следовать старым теориям без вопросов. Вместо этого он призывает к самостоятельному мышлению и проверке идей через опыт и логику.
В этой части Кант также размышляет о роли метафизики и ее месте в системе научных знаний. Он признает, что метафизика важна, но ее выводы и идеи должны быть основаны на твердых, логических принципах, а не на чистом спекулятивном мышлении.