Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Сравнительный анализ работ «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти и Иеронима Босха

Автор – Светлана Аль Утейби, студентка профессионального курса «Станьте искусствоведом»

Чтобы рассмотреть работы этих великих художников, нам нужно обратиться к времени и месту, в котором каждый их них состоялся как великий мастер, понять условия жизни, в которых они сумели раскрыться.

Микеланджело Буаноротти (1475-1564) родился и умер в Риме. Его титаническая карьера продлилась почти три четверти века, и он был поистине универсальным гением  не только художником, но и великим скульптором и архитектором. Все его творчество прошло в эпоху Итальянского Возрождения частично во Флоренции, где заказчиками были члены влиятельнейшего клана Медичи, а также в Риме, где по заказу Ватикана он создавал свои лучшие произведения. В числе его самых знаменитых работ  роспись Сикстинской Капеллы и перестройка Собора Святого Петра. Несмотря на то, что работы Микеланджело ценились очень высоко ещё при жизни, художник жил в достаточно скромных условиях, будучи глубоко религиозным человеком.

Иероним Босх (1450-1516) родился и умер в городе Хертогенбос. Его творческая жизнь прошла в эпоху Северного Возрождения. Босху повезло родиться в семье потомственных художников, поэтому дело всей его жизни было предрешено самой судьбой. Затем Иероним Босх женился на даме из состоятельного рода, что дало ему возможность не думать о том, как заработать на пропитание для своей семьи, а всецело отдаться искусству. Несмотря на то, что первые его работы были достаточно традиционными, он обратился к стилю, который можно назвать и фантастическим, и сюрреалистическим одновременно. Полотна мастера полны гротескных и ужасающих образов, его обвиняли в бесовщине, но художник жил в небольшом процветающем городке и был уважаемым членом общества. Кроме того, всю свою жизнь он был глубоко верующим христианином, активным членом религиозной общины, членом братства Богородицы.

Фреска «Страшный суд», принадлежащая руке последнего великого мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буаноротти, украшает алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Считается, что она стала не только последним произведением великого мастера, но и концом целой эпохи, положив начало эпохе Барокко. Работа над фреской заняла долгие шесть лет, Микеланджело был уже в довольно преклонном возрасте и страдал от множества заболеваний. Именно в таком состоянии он создавал свой последний монументальный труд размером около 200 кв.м., изображающий четыреста человеческих фигур, которые выражают весь спектр эмоций. Центральные фигуры композиции  Христос и Дева Мария, чьё изображение лишено черт принадлежности к Византийской традиции, которой до сих пор следовали художники при написании этой библейской сцены. Здесь Христос не милосердный спаситель и защитник, а беспристрастный Владыка, наделённый правом наказания. Фигура Христа  единственная устойчивая фигура во всей композиции, при этом Микеланджело применил особый приём: он немного исказил перспективу, слегка наклонив изображение Христа так, чтобы оно не уходило вглубь, а нависало над человеком, смотрящим на него, внушая страх и уважение к силе Бога.

Все остальные фигуры композиции  и святые, и грешники, находясь практически в хаотическом движении, подчинены фигуре Христа. Даже Дева Мария находится за фигурой Иисуса, ее поза и выражение лица говорят нам о смятении и бессилии. Апостолы, пророки и святые  все рассказывают о своих земных страданиях, а ангелы без крыл низвергают важные для христианства символы: крест и колонну, другие же трубят над книгой жизни. Вся композиция необыкновенно динамична.

Фреска стала во многом новаторской, отходящей от принятых канонов. Изначально Микеланджело изобразил всех святых обнаженными, исходя из текстов святого Павла об обретении всеми праведниками новых небесных тел для жизни после Воскресения. По замыслу художника, обнаженные фигуры должны были уравнять всех находящихся перед лицом Бога, и это была одна из самых важных мыслей Микеланджело. Но известно, что фреска стала предметом критики и спора в Ватикане. Говорилось о том, что большое количество обнаженных тел не подходят святому месту, и через 30 лет после смерти художника фреска все-таки была подвержена цензуре. Многие персонажи получили фиговые листки или накидки.

Фреска стала новаторской ещё и потому, что впервые Христос был изображён не канонически, а в образе молодого, полного сил Апполона Бельведерского. Очень необычно была решена и динамика тел  праведники, теряющие земное притяжение, буквально воспаряют ввысь, оставляя нас наблюдать за их удалением. Грешники же, символизирующие неотвратимость наказания в «грозный день», спускаются в дантовский «Ад» с выражением ужаса и отчаяния на лицах. Традиционно такие фрески располагались над главным входом, и то, что роспись была размещена над алтарем, сделало ее еще более необычной.

Ещё в процессе написания фрески на извести стали появляться трещины и плесень, но папа был настроен решительно. Он приказал очистить фреску от плесени и продолжить работу. В ходе реставрации, которая началась в начале ХХ века, выяснилось, что фреска была выполнена в ярких зелёных, красных, синих и желтых тонах. Долгие века она казалась темной и драматичной, потому что была покрыта пылью и копотью.

Самое масштабное из уцелевших произведений великого нидерландского художника Иеронима Босха, написанный маслом на деревянных панелях триптих «Страшный суд», было закончено в 1504 году. Эта работа была создана по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга) для одного из залов здания суда в Брюгге.
Иероним Босх является одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, когда предметом изучения искусства стала истинная природа человека. О нем писали так: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри».
В своих многофигурных композициях художник сочетал темы народных поговорок и притч с изощренными фантастическими персонажами. Его безграничное воображение порождало гротескные и демонические образы. Триптиху Иеронима Босха на тему Судного дня, коих было создано немало и до него, подходит высказывание Альбера Камю. Да и сам художник любил говорить о том, что «жизнь – это всего лишь скитания по грешной земле до момента попадания в Чистилище». На картине можно увидеть все возможные смертные грехи, при этом число праведников невелико по сравнению с количеством грешников, которые проходят через адские муки. Изображены они очень изобретательно, в картине много неожиданных смысловых пересечений и сочетаний функционально несовместимых вещей. Триптих Босха считается одной из самых страшных и зловещих картин.

Все три части триптиха передают человеческий грех во всех его проявлениях, даже Райский сад лишён света и радости. Мы видим в этой части картины изображение падения, искушения и предательства. Картина Ада полна страдающих душ среди огня и орудий. Центральная часть триптиха, которая изображает «обитель семи царств»  сам Страшный суд, неотличима по колориту и содержанию от картины Ада. Только самая верхняя часть центральной панели отдана под изображение Царствия Небесного, где Иисус с Девой Марией и Иоаном Богословом находятся в окружении ангелов и праведников. Царство это удалено от нас, и это единственное место, где есть место свету и умиротворению. Невообразимая тоска и отчаяние объединяют все части триптиха. Слишком порочная жизнь человека изобилует всевозможными грехами, начиная со сцены в Эдеме, где также нет места свету и благочестию. Слишком много искушений для человека на земле и на небе, даже в Раю есть место искушению. Надо иметь сильную волю, чтобы устоять, не поддаться и войти в число избранных. Внешние створки триптиха выполнены в технике гризайль и изображают Апостола Иакова и Святого Бавона. Их предназначение  подготовить зрителя к пока ещё скрытой картине Страшного суда.

Таким образом, несмотря на то, что и масштабная фреска Микеланджело, и триптих Иеронима Босха написаны на один библейский сюжет  это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Кроме того, что фреска имеет невероятные размеры, выглядит она вполне канонично. Ключевая фигура Иисуса на фреске Микеланджело колоссальных размеров    это могущественный правитель, решающий судьбы людей, изображенный в образе Аполлона. Без труда узнаются Рай и Ад. Все персонажи написаны на фоне голубого неба, с использованием ярких насыщенных красок, где Рай вполне утопичен и идеализирован – там бескрылые ангелы сопровождают обретших новые тела праведников к новой жизни. В то же время Ад, который выглядит малопривлекательным, все же находится у ног Спасителя. А сам Иисус, хотя и остаётся центром всего, как бы склоняется над головами смотрящих на него снизу, вызывая трепет, но и оставляя надежду.

Совсем не таков сюжет триптиха Босха. Написанный маслом на деревянных панелях, он отличается филигранной детализацией. Новый материал дал возможности для использования широкой цветовой гаммы и впечатляющего тонального решения. Картины самого Страшного суда и Ада написаны на темном фоне, а картина Эдемского сада, где на вершине восседает Бог, лишь немного отстаёт в тональности. И только изображение Царства небесного, по ту сторону Врат Петровых, мы видим как единственное место света и надежды, где Иисус, исполненный благодати, восседает на радуге, и ангелы в белоснежных одеждах возносят ввысь свои трубы. Но тут же, у ног Иисуса, разверзаются врата, где изображение Страшного суда неотличимо от Ада, в котором Сатана сам принимает души грешников.

Оба произведения великих художников своего времени хотя и выполнены формально с оглядкой на каноны, но более всего основаны на индивидуальных откровениях, что ставит их в ряд новаторских, выдающихся произведений искусства на все времена. 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт 
ЖИВОПИСЬ