Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Сад земных наслаждений» Босха: разбор картины

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Алена Репина

Недавно я рассказывала о распространённых символах в живописи Босха, а сегодня я предлагаю вам обратиться к его знаменитому «Саду земных наслаждений». Что же здесь зашифровал художник?

На закрытых створках


Триптихи Босха, как и любые другие, необходимо рассматривать его целиком, начиная с закрытых створок. Прежде всего мы видим изображение Земли на третий день творения: есть диск, изображающий Землю, на нем – реки и растительность, но ещё нет ни людей, ни животных.


При этом обратите внимание на то, что Земля ещё видится художником на как плоское основание. Рядом с этой конструкцией парит маленькая фигурка – Бог. Ему и принадлежат слова «Он сказал – и сделалось», начертанные в верхней части створок.

Соответственно, первым было Слово и Слово было у Бога.

Обнаженные люди


Теперь можем открывать створки и рассматривать внутреннюю поверхность.
Часто в шутку данный триптих называют «Апокалипсис 18+» из-за обилия обнажённых персонажей. Однако нам не стоит расценивать данный фактор превратно. Изображенные Босхом люди обнажены, поскольку они равны перед Богом. То есть перед Богом все предстают без регалий, париков, социального статуса и пр.
Существует версия, по которой данный триптих был подарком на бракосочетание Генриха Нассау Бреда и Луизы Франсуазы Савойской от ее отца. Зачем же ему дарить дочери такую «развратную работу»?
Функция триптихов Иеронима Босха – быть назиданием, напоминанием о бренности всего земного, соответственно, учить, как быть благочестивым, пусть и в не совсем стандартном ключе.

Триптихи Босха всегда имеют трехчастную структуру: Рай, Земля и Ад. Начнём с Рая и проследуем в Ад.

Рай


Если мы посмотрим на левую створку, то увидим сцену, в которой Бог Отец благословляет Адама и Еву. Перед нами, с одной стороны, библейский сюжет, а с другой – символическое соединение Генриха и Луизы.

Однако не всё так благополучно, как кажется на первый взгляд. Если мы разделим эту створку на две части, то увидим, что на стороне Евы – отрицательные символы (животные пожирают друг друга), а на стороне Адама – исключительно положительные.


И это не случайно. Средневековье полагает, что корнем всех бед человеческих и причиной, по которой люди были изгнаны из Рая, была Ева. Ведь именно она совершает первородный грех.

Когда люди были выдворены из Рая, они пытались создать подобие священного сада у себя на Земле. Поэтому мы видим, что в верхней части центральной панели, как и в центральной части Рая, изображены странные розовые конструкции – фонтан (источник). На Земле этот Источник выглядит деформированным, как будто люди пытались воссоздать райскую гармонию, и не раз потерпели неудачу.


Предостережение


Спускаемся ниже и видим языческий ритуал: обнаженные дамы стоят посередине озера, пытаясь удержать на голове яблоко – символ искушения, а вокруг них на различных животных перемещаются мужчины. Под этой же композицией располагаются девушки и молодые люди, что повествует о всех запретных удовольствиях, которые могут ждать супружескую чету, если те не соблюдут брачных обетов перед Богом. Фигуры так увлечены своим делом, что не замечают, как из их тел выпадают жемчужинки – символ чистой и непорочной души.


Всё, что мы встречаем на Земле, в центральной части полотна – результат неблагочестивого поведения Евы и Адама и вариации на тему греха.


Ад


Если люди грешат, они всегда получают по заслугам. И вот в Аду мы видим композицию, которая иначе называется «Музыкальный Ад». Почему музыка ассоциируется с грехом, я объясняла в прошлый раз. Зафиксируем, что она звучит в Аду, предвосхищая и сопровождая кары грешников.


Главным монстром и одновременно главным грешником в Аду является т.н. «Инопланетянин». У него протухшее яйцо вместо туловища, в котором расположился бар, что говорит о его внутренней нечистоте.



Кроме прочего, этот инопланетянин имеет человеческое лицо. Если мы сравним это лицо с единственной копией предполагаемого автопортрета Иеронима Босха, то обнаружим разительное сходство. Существует версия, что Босх и самого себя, наравне с другими грешниками, поселяет в Аду за чрезмерное употребление алкоголя.



Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube

ЖИВОПИСЬ