Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Устарела ли трехактная структура повествования?

В кинематографе, как и в любой другой форме искусства, структура играет важную роль. Трёхактная структура — одна из самых распространенных форм повествования. Разбираемся, как она работает в контексте кино и можно ли сегодня снимать фильмы по старым методикам.
Время чтения: 4 минуты.

Что входит в трёхактную структуру?

Истоки трёхактной структуры уходят в древние времена, когда Аристотель разработал концепцию «трёх единств» — места, времени и действия. Вместе с этим он говорит, что у каждой пьесы должно быть начало, середина и конец — как раз на этом строится последующая трёхактность действия в пьесах, книгах и кинематографе. Практически любой сторителлинг можно разложить на эти три составляющие, просто они будут разными по соотношению: например, в соцсетях на завязке и процессе действия акцентируется больше внимания, чем на развязке. Это помогает сохранить интригу и удержать смотрящего сторис и читающего посты фолловера.
Трёхактная структура в киноиндустрии закладывает основу для большинства кинофильмов.
  • В первом акте представляют главных героев и проблему, вокруг которой строится дальнейший нарратив. Здесь же с помощью экспозиции задаются и другие параметры: локация, время действия, общий контекст истории.
  • Во втором акте проблема усложняется, конфликт обостряется. В этой части повествования происходят основные действия. Зрителя подводят к кульминации — самой напряжённой точке фильма, где сталкиваются герой и злодей.
  • После кульминации начинается третий акт. Герой принимает сюжетно важное решение и разрешает конфликт, наступает развязка и логический конец всей истории. Обычно герой изменяется в конце: пройденный путь влияет на его характер и мировосприятие.
Эта структура позволяет кинорежиссерам и сценаристам создавать эффектные фильмы, которые насыщены эмоциями и действием, и является надежной основой для любой истории.
Курс, который заменит вам сотни видеоразборов из интернета и 20 часов в киношколе:

Примеры

Ставший классикой фантастического жанра «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда», первый фильм саги о Скайуокерах, идеально иллюстрирует трёхактную структуру. Первый акт представляет героя, Люка Скайуокера, его мечту (он хочет вырваться с пустынного Татуина и стать пилотом) и жизненную проблему (в конце первого акта его семья погибает и он покидает родную планету). Во втором акте он борется с врагами и находит новых союзников: вместе с Ханом Соло он спасает Лею Органа из плена, попутно сражаясь с отрядами штурмовиков и встречая Дарта Вейдера. Третий акт знаменуется победой героев: они взрывают Звезду Смерти, избегают смерти от рук злодея. Люк даже осуществляет свою мечту: именно корабль под его пилотированием стреляет в уязвимое место гигантской станции, взрывая её.
«Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда» (1977), реж. Дж. Лукас
В хорроре «Звонок» тоже можно проследить трёхактную структуру. У нас есть экспозиция с завязкой: девушка умирает в загадочных обстоятельствах, на её похороны приезжает журналистка-расследоватеьница. Она смотрит кассету и после этого ей звонят и говорят загадочную фразу: «семь дней». Это служит отправной точкой для второго акта, в котором происходит расследование и случаются странные паранормальные события и смерти. Кульминация и развязка связаны с мстительным духом и кассетой, однако здесь мы видим отличие от рассмотренного ранее примера: зрителю показывают, как герои делают копию проклятой кассеты. Открытая концовка подразумевает, что будет продолжение — и оно действительно было, «Звонок» превратился в успешную франшизу хорроров.
«Звонок» (2002), реж. Г. Вербински
Есть мнение, что любую историю можно разложить на три повествовательных акта. Однако это не совсем так: бывают фильмы, которые сразу показывают развязку и потом ведут уже знающего, чем всё закончится, зрителя по сюжету. Есть кино, в котором словно бы ничего не происходит, есть и фильмы, в которых, напротив, происходит слишком много действий. Их сложно вписать в чёткую структуру.

Недостатки трёх актов

Трёхактная структура ограничивает творческий потенциал: следование жестким рамкам может загнать сценариста в ловушку стереотипных сюжетов и персонажей.
Некоторые фильмы, которые следуют трёхактной структуре, могут показаться слишком предсказуемыми. Зрители чувствуют выверенную событийную схему и начинают предугадывать события: сейчас детектив арестует убийцу, но прошла всего половина фильма, а значит, это не настоящий преступник. Таких примеров можно привести миллион, но все они иллюстрируют одно: утрату интереса к фильму.
Излишняя любовь сценариста к трёхактной структуре иногда ограничивает время, которое можно уделить развитию второстепенных персонажей и глубины сюжета. Это приводит к тому, что герои, не находящиеся в центре событий, начинают ощущаться «картонными декорациями», на фоне которых главный герой с постера решает свои проблемы (или проблемы человечества).

Нужна ли такая структура?

Многие великие фильмы сняты с игнорированием этого типа нарратива. «Расёмон» Акиры Куросавы — это семь историй об одном и том же событии, а в «Облачном атласе» Вачовски и Тыквера шесть сюжетных линий, среди которых нельзя выделить какую-то главную. В «Помни» Кристофера Нолана используется обратный хронологический порядок событий, а «Достать ножи» Райана Джонсона пестрит всевозможными приёмами: здесь и ненадёжный рассказчик, и рваная структура повествования, где постоянно повторяется один и тот же рассказ в нескольких версиях.
«Достать ножи» (2019), реж. Р. Джонсон
Важно понимать, что структура — это всего лишь инструмент, а не жесткий шаблон, по которому обязательно нужно выстраивать историю. Следование трёхактной структуре не гарантирует успеха фильма из-за её узнаваемости и простоты: важнее глубинный смысл, который закладывает сценарист и потом перерабатывают режиссёр и съёмочная команда.
Можно использовать любую структуру для создания кино. Главное — помнить, что современного зрителя сложно удивить. Ему нужно постоянно предлагать что-то новое.
Режиссёрский почерк — не миф. Мы можем узнать, кто стоит за рулём проекта по отдельным фишкам в структуре фильма или в визуальных приёмах. Рассказываем об узнаваемом стиле Итана и Джоэла Коэнов в нашем материале:
Как снимают братья Коэн
В каждый фильм вкладывается идея, неважно, комедия это или драма. Главные персонажи часто имеют собственное жизненное кредо, которым объясняют свои поступки. Разбираем философию Тайлера Дёрдена в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ