Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чём говорит популярность «Игры в кальмара»?

Автор: Елизавета Фандорина

В середине сентября на Нетфликсе вышел корейский сериал «Игра в кальмара», который неожиданно для всех стал мировым хитом. Шоу уже признано самым успешным не-англоязычным проектом Нетфликса и имеет все шансы стать самым популярным сериалом стриминга в истории.

Кажется, весь мир сошел с ума: ТикТок заполнили миллионы роликов по мотивам «Игры в кальмара», в Бельгии школьникам запретили смотреть сериал, чтобы они не повторяли опасные игры, а в России футбольный клуб «Спартак» представил команду в стилистике шоу в своем Инстаграме.

При этом многие говорят о том, что в сериале нет ничего нового. Но в чем же тогда секрет его популярности?

Кратко о сюжете


Главный герой Сон Ки Хун живет с матерью. Он игроман, который погряз в долгах из-за прогоревшего бизнеса, ему не хватает денег даже на подарок на день рождения дочери.

Коллекторы обещают вырезать почку, собственная семья презирает его, а матери требуется дорогостоящее лечение. Поэтому герой соглашается участвовать в игре, где 456 участников ставят на кон свои жизни ради выигрыша в 45,6 млрд вон (38,5 млн долларов США).

Игры на выживание


Многие обвиняют сериал во вторичности. Вспоминают дораму «Алиса в Пограничье» (2020), франшизу «Голодные игры», а также культовый японский фильм «Королевская битва» (2000). Кто-то даже заявляет о прямом плагиате фильма «Страшная воля богов» (2014), в котором школьники тоже играют в разные варианты детских игр.

Однако западный и тем более азиатский кинематограф переполнен подобными сюжетами. Жанр «игры на выживание» существует давно, и у него даже появились свои каноны и правила. Чаще всего это социальная критика в жутких декорациях (например, серия фильмов «Куб»).

Создатель «Игры в кальмара» и не скрывает, что вдохновлялся целым пластом произведений на эту тему. Яркую цветовую гамму и гротескное изображение насилия сериал очевидно позаимствовал у культового британского шоу о мировых заговорах «Утопия» (2013). А комиксовая абсурдность площадок для игр напоминает китайский хит «Планета зверей», где главный герой, чтобы спастись от долгов, играет в смертельные «камень-ножницы-бумага».

История создания


Автор сериала Хван Дон-хёк снял исторический эпос «Крепость Намхасанон», комедийный сериал «Мисс Бабуля» и социальную драму «Суровое испытание». Поэтому неудивительно, что в новом шоу ему удалось соединить обличительный пафос социального кино и напряженную атмосферу триллера, разбавив это трогательными сценами единения людей в страшной ситуации.

Главной звездой сериала стала модель Хо Ен Чон, играющая беженку из Северной Кореи. Но на ее месте достаточно легко представить другую актрису, а вот смотреть сериал без блистательного Ли Чон Чжэ было бы невозможно.

В начале шоу он представляется глуповатым плутом. Это архетипический образ не только для азиатского, но и для мирового кинематографа в целом. На его месте легко представить Чарли Чаплина, что сразу делает эту роль намного сложнее. Игрок №456 оказывается куда более глубоким персонажем: в его прошлом участие в кровопролитной забастовке, где на его глазах погиб коллега, депрессия и подлинное презрение к себе.

Проблема бедности


«Игра в кальмара» рассказывает не только о корейских, но и общемировых проблемах. При этом он использует уже закрепившиеся за корейским кинематографом клише: серьезную социальную проблематику («Паразиты»), жестокость и насилие («Олдбой»), яркий и броский визуальный ряд. Это помогает западному зрителю не запутаться в непривычных именах и незнакомых названиях.

К слову, корейское кино не исчерпывается социальными драмами и жестокими историями о мести. В нашем курсе «Кинематограф: в теории и на практике» мы отдельно рассказываем об азиатском кино. Вы узнаете, как за 20 лет корейский национальный кинематограф превратился в мирового лидера и как местные кинематографисты без квот легко обгоняют по сборам американские блокбастеры в своем прокате!

При этом в сериале многое становится понятным, только если вы хоть что-то знаете о Южной Корее – и это не правила детских игр. В этой стране очень остро стоит проблема кредитов и банкротства. Институт репутации здесь очень силен, и банкротство – это не только финансовые проблемы, но и социальная стигма. Поэтому уровень самоубийств здесь один из самых высоких в мире.

Конкуренция


В Корее один из самых высоких коэффициентов разницы между доходами беднейших и богатейших слоев населения. И даже хорошее образование не гарантирует успех: уровень безработицы среди молодежи 22%. Поэтому участники игры на выживание, запертые на острове и вынужденные идти на любые жертвы ради денег, – это молодые корейцы, воюющие за рабочие места.

Загадочные VIP-гости в масках зверей, наблюдающие за играми ради развлечения – не просто условные пресытившиеся богачи, которые изнывают от скуки. Это «чеболи» – крупнейшие бизнесмены страны, которые сначала помогали развиваться экономике, а сейчас стали объектами социальной критики из-за злоупотребления властью.

В сериале нашли отражение и такие особенности, как обязательный призыв в армию, культура демонстрации личного успеха (вспомните, как много в шоу говорится о том, что игрок № 218 закончил Сеульский университет) и строгое подчинение старшим по возрасту и званию.

Преданность, доброжелательность и почитание старших – в современной Корее это превратилось в нормализацию буллинга в школах, университетах и офисах. Символом этого порядка становится игрок № 001. Пожилой мужчина вызывает жалость, и главный герой берет его под опеку. Но в финале мы узнаем, что вся страшная система была создана именно им.

Понятие «хан»


Главным ключом к пониманию сериала становится понятие «хан» (горечь обид, коллективная грусть и печаль целого народа). Его часто сравнивают с русской тоской, но оно менее пассивное и обязательно связано с реакцией на несправедливость.

Именно «хан» испытывает главный герой в конце сериала, когда решает сражаться против организаторов игр. Подобное переживание «хан» показано нам в «Олдбое» и в «Поезде в Пуссан». Символом того, что из жертвы герой превращается в мстителя, становится то, что он перекрашивает волосы в красный цвет. Это внутренняя ярость, которой он наконец дает выход.

Иллюзия выбора


Сам остров с площадками для игр – это общество в миниатюре. Ведущий искренне верит, что дает всем игрокам «равные шансы» на победу. У них даже есть возможность выйти из игры, но это лишь иллюзия. Герои теряют ее, как только свинья-копилка наполняется купюрами. Деньги и азарт удерживают игроков сильнее охранников с автоматами.

Не зря в старой комнате распорядителя мы видим «Теорию желаний» Лакана. Этот французский философ полагал, что человеческий мир формируется в изначальном соперничестве с другими. Смертельные игры оказываются пусть и простой, но крайне яркой иллюстрацией этой мысли.

Несмотря на огромное количество тем, актуальных именно для Южной Кореи, главными темами здесь стали общечеловеческие проблемы: свобода выбора, социальная несправедливость и настоящая близость между людьми. Кроме того, мы любим идентифицировать себя с героями и воображать, как бы мы поступили в подобных ситуациях. И даже если вам не понравилось шоу, вы точно задумались, стоит ли денежная независимость вашей человечности.


Дорамы (корейские сериалы) – лишь небольшая часть многогранного и яркого азиатского кино. Кинематограф Кореи, Японии и Китая формировался на другом культурном фундаменте, поэтому ему есть чем удивить западного зрителя. Это не только фильмы о самураях и якудза – азиатское кино смело ломает жанровую структуру и экспериментирует с нарративом и визуальным языком. 

На нашем курсе «Кинематограф: в теории и на практике», мы рассказываем о том, как азиатское кино изменило западное и объясняем, как понимать кинорежиссеров азиатского региона. 


Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
VK |YouTube|Сайт
КИНЕМАТОГРАФ