Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Король древнегреческой комедии — великий Аристофан

Аристофан — отец древнегреческой комедии. Своим творчеством он развил приёмы, нашёл новые художественные средства и расширил круг тем комедии. В этой статье подробнее посмотрим на жизнь и творчество этого комедиографа.

Время чтения: 2 минуты

Комедия в Древней Греции

В V веке до нашей эры в Афинах существовал праздник Великих Дионисиев. На них происходили состязания между поэтами: ставились трагедии и комедии. Пьесы Аристофан начал писать ещё в юном возрасте, а в 21 год, впервые участвуя в представлениях, занял второе место.
Смех для греков имел во многом религиозный характер: он подчёркивал важность того, что подвергалось высмеиванию. Объектом комедии становилась политика, религия, философия и искусство.
Ваш курс, чтобы научиться понимать даже сложные постановки: 

Особенности стиля Аристофана

Первое, что бросается в глаза при чтении произведений Аристофана, — сочетание высокого и низкого стилей. Американский антиковед У. Дюран писал: «Аристофан — это не поддающаяся классификации смесь красоты, мудрости и грязи». В его произведениях сочетаются лирические отступления, философские монологи с «отходами человеческой жизни». Тем не менее, Дюран заканчивает рассуждение мыслью: «И именно поэтому Аристофан самый современный из древних авторов, потому что нет ничего более долговечного, более актуального, чем непристойность».

Многослойные образы

Другой яркой особенностью произведений комедиографа является многослойность образов.
Возьмём пример из пьесы «Мир». Герой комедии Тригей, уставший от войны между греческими полисами, на навозном жуке летит на Олимп, чтобы поговорить с Зевсом и попросить его освободить Эйрену (богиню мира), которую заточил Полемос (бог войны). В полёте на навозном жуке заключена пародия на миф о Беллерофонте, пытавшемся на пегасе достигнуть Олимпа. Также это отсылка к трагедии Еврипида «Беллерофонт», поставленной несколькими годами ранее: Аристофан снижает и высмеивает её. А также это политическая аллюзия: между Афинами и Спартой шла долгая Пелопоннесская война.
Каждый образ у Аристофана может прочитываться в нескольких смыслах. Этот приём поднял жанр комедии на небывалый до него художественный уровень.

Политика

Политика — неотъемлемая часть комедий Аристофана. Так, в пьесах комедиограф отразил свой конфликт с демагогом Клеоном.
Клеон был политиком-популистом, пришедшим к власти после смерти Перикла. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что Клеон «первый стал кричать на трибуне и ругаться» на народных собраниях. Кроме того, он был взяточником и вором. Клеон наживался на Пелопоннесской войне: имея кожевенную мастерскую, он отдавал ей крупные госзаказы не только от Афин, но и от городов-союзников. С этих заказов он присваивал себе крупные суммы.
Всё это Аристофан описал в комедии «Вавилоняне», в которой высмеял политика и народ, его избравший. Клеон подал на Аристофана в суд за то, что якобы нельзя обвинять политика в присутствии союзников в войне. Но Клеон суд проиграл и в отместку нанял людей, которые избили комедиографа.
Комедией «Всадники» Аристофан мстит, обрушиваясь ещё более резкой критикой. Из-за большого влияния Клеона никто из актёров не решился надевать маску, чьи черты напоминали лицо политика. Тогда комедиограф сыграл его роль сам.
Аристофан воспринимал театральные постановки как живой диалог с согражданами об актуальных проблемах.

Философия

В комедиях Аристофана нашли отражение и его философские взгляды. Он критиковал популярных в то время софистов. Они были представителями нового философского направления, для которого мораль была порождением общества, а не богов, значит, чем-то искусственным, а потому противоестественным. В своих школах они обучали красноречию, риторике, нечестным приёмам в спорах.
В комедии «Облака» Аристофан критикует их систему обучения. По сюжету, старый афинянин отдаёт своего сына к Сократу на обучение, чтобы он выучился красноречию и смог добиться отмены уплаты долгов на суде. Затея оказывается удачной: используя софистические приёмы в споре с кредиторами, они освобождаются от долга. Однако вскоре сын избивает отца. И снова пользуясь софистикой, доказывает, что бить родителей не только можно, но и должно.
Таким образом, Аристофан критикует софистов за то, что для них мораль не имеет никакой ценности, а своими методами они могут оправдать любое преступление. Комедиографу это казалось опасным, негативно влияющим на умы граждан и их образ мыслей.
Аристофан заложил художественные принципы комедии, которыми вдохновлялись писатели последующих эпох: Ф. Рабле, Мольер, Н. В. Гоголь, Б. Брехт и многие другие.

Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Как понимать пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова
О том, что Аристофан говорил о демократии, узнайте из видео нашего проекта:

Правое полушарие Интроверта