Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины «За завтраком» Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова — представительница известной творческой династии Бенуа — занимает важное место в российском искусстве ХХ века. Ее работы вдохновляют своей непосредственностью, тонким чувством красоты и умением отражать прелесть обыденной жизни. В нашей статье — разбор ее картины «За завтраком».
Время чтения: 4 минуты.

Детские портреты

Зинаида Серебрякова, известная своими детскими портретами, в начале своей карьеры часто изображала крестьянских детей. Однако после того, как у нее родились свои дети, они стали основными моделями. Картина «За завтраком», созданная в 1914 году, — не исключение.
В 1940-х годах это произведение стало частью коллекции певицы Лидии Руслановой, но после ее ареста в 1949 году было передано в Третьяковскую галерею. После реабилитации Руслановой в 1953 году картина вернулась к ней, но в 1955 году была окончательно приобретена галереей. Эта картина участвовала в многих выставках и стала одним из ключевых произведений Серебряковой.
Лидия Русланова
Какое место занимает русское искусство в мировой культуре? Получите готовый ответ от эксперта в видео-саммари «Русское искусство: от икон до Черного квадрата». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Домашний уют

Картина «За завтраком» (ее еще называют «За обедом») погружает нас в атмосферу домашнего уюта и семейной гармонии. На полотне изображены дети Серебряковой: Женя — мальчик, который пьет воду из стакана, Шура — с тарелкой супа и девочка Таня, чей взгляд направлен на зрителя. Мы также видим руки женщины, которая разливает суп в тарелки, — это образ бабушки, по словам самой Серебряковой.
Цветовая гамма картины преимущественно светлая, с синими и белыми акцентами, что создает ощущение тепла и солнечного утра. Свет, проникающий в комнату, акцентирует внимание на детских лицах, делая их основным фокусом произведения.
Композиционно картина сосредоточена вокруг стола и детей. Их взаимодействие, выражения лиц и позы рассказывают нам историю утренних моментов семейной жизни. Хотя каждый ребенок занят своим делом, между ними чувствуется связь и взаимопонимание.

Радости жизни

На холсте мы видим трех детей разного возраста, что может символизировать разные стадии детства. Их взаимодействие и занятия на картине отражают типичные детские интересы и заботы.
Шура и Таня, которые смотрят на зрителя, могут представлять любопытство и интерес к окружающему миру, характерные для детского возраста. Женя, занятый супом, символизирует радости и удовольствия повседневной жизни. Его сосредоточенность на еде может говорить о важности момента настоящего и умении наслаждаться мелочами.
О чем картина «Ночной дозор» Рембрандта Ван Рейна? Узнайте в нашей статье:
«Ночной дозор» Рембрандта: разбор картины
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО