Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Чем ньюскул русского рэпа отличается от олдскула?

Конфликт отцов и детей в отечественном хип-хопе, пожалуй, не кончится никогда. Разбираемся, почему кто-то не может слушать Scally Milano, хотя в плейлисте есть и «Каспийский груз», и «АК-47», а кто-то — наоборот.

Время чтения: 3 минуты.

Русский олдскул

Отечественная старая школа берет начало от нулевых и развивается до середины десятых. Тогда рэп считался маргинальным жанром — нередко он звучал из подозрительных автомобилей или включался ребятами в спортивных костюмах прямо в подъезде. Собственно, подъездный/пацанский рэп — одна из первых ипостасей отечественного хип–хопа. О криминале пели «Каспийский груз», а о гопнических буднях — «АК-47». Это был своеобразный ответ американскому гэнгста-рэпу – у нас-то гэнгста не было, зато были гопники.
Примирил рэп и широкую общественность Макс Корж. Человек, живущий вроде по пацанским законам и принципам, но при этом поющий о том, что знакомо каждому, а не только «братанам». Корж показал, что хип-хопом можно собирать стадионы и двигаться благодаря, а не вопреки: рэп может быть признан и критиками, и медиа.
Важная часть олдскульного хип–хопа — сторителлинг и текстоцентричность. Рэперы старой школы отстаивают содержание перед формой и стремятся именно рассказать историю. Это можно найти и у Noize MC*, и у Оксимирона* (оба рэпера признаны иноагентами Минюстом России), и у его вечного оппонента Славы КПСС. С последним важно сделать оговорку — пусть Слава и может записать миллион абстрактных песен на грани фантастики, его альбомы выдерживают единую стилистику и канву повествования («Солнце мертвых», «Чудовище, погубившее мир», «Бутер Бродский 2» и т.д.).
В угоду хорошему тексту приходится чем-то жертвовать — конечно же, звучанием. Старая школа не заморачивается по поводу битов — главное, чтобы под них можно было зачитать. Звук не выходит на первый план и служит только фундаментом для читки. Даже новатор Оксимирон* (всё еще признан иноагентом) только пару лет назад открыл для себя автотюн.

Русский ньюскул

Наплыв рэперов новой формации произошел в 2015-м и продолжается до сих пор. Поколения фрешменов сменяют друг друга, привнося что-то новое. Первое, что произошло во второй половине десятых — выход в свет объединения YungRussia. Главное лицо команды, юный рэпер Pharaoh, заметно отличался от всех рэперов вокруг. Фараон показал, что рэпер может быть и таким — не выросшим среди кровавых драк за гаражами, а вполне себе обеспеченным московским мальчиком со смазливым лицом и карешкой. YungRussia показали, что рэп может быть по-настоящему красивым (даже эстетичным), готичным и стильным.
Второе отличие ньюскула, проявившееся уже тогда — работа над звучанием. Бит и его обработка стали полноправными элементами композиции наравне с текстами. В 2015-м вышел один из лучших концептуальных альбомов в русском рэпе — «Марабу» ATL. Уже в нем проявляется главный принцип звучания артиста — эхо и голоса на фоне, придающие трекам мрачность и мистицизм.
Однако не все могут сочетать качественный и интересный звук с осмысленным текстом. Поэтому новая школа может грешить абсурдными текстами, написанными только ради понтов — например, песни раннего Face* (тоже признан иноагентом Минюстом России). Так что если Scally Milano — не ваш выбор, всегда можно утешаться старой школой, которая всё еще помешана на многоуровневых рифмах и удивительных историях.
Ностальгируете по временам баттлов и помните, что «пятнадцатый год — это важно»? Верните любимую эпоху с саммари «История русского рэпа: от Децла до Инстасамки». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
А почитать про феномен баттлов в России можно здесь:
Как появился баттл-рэп и почему он был настолько популярен в России?
МУЗЫКА