Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Николай Рерих: философ и художник

Николай Рерих — плодотворный художник, путешественник и философский деятель. За свою жизнь он создал более семи тысяч картин, побывал во многих экспедициях и даже основал религиозно-мистическое учение. Рассказываем о его пути в статье.
Время чтения: 2 минуты

Интересы

Рерих получил звание художника в 1897 году, когда окончил Академию художеств. В его творчестве значительную роль играют фольклорные мотивы: Рерих интересовался археологией и историей отечественной культуры. В долгом путешествии по городам России в 1903 году у него родился замысел серии картин «Начало Руси. Славяне». В этой работе Рерих глубоко погружается в исследование жизни предков и отражает свой мифологический взгляд на события прошлого, не стремясь соответствовать им с исторической точки зрения. В это время он делал эскизы и наброски в старинных русских художественных техниках.
Н. Рерих. «Весна священная», 1945 год
Помимо древнерусской темы Рериху были близки и восточные мотивы. Он читал о философии Японии и Индии, писал о них тексты и коллекционировал предметы искусства этих стран. В «индийских» картинах «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману» Рерих отошёл от масляной техники и использовал темперные, то есть водорастворимые краски. Его работы отличаются необычной яркостью и привлекают внимание. Уже в 1910-х годах появились статьи и монографии по творчеству художника.
Н. Рерих. «Девассари Абунту», 1906 год

Философия

В 1919 году Рерих с семьёй переехал в Лондон. В то время в Европе были популярны спиритические кружки. В этой обстановке духовные и религиозные интересы Рериха нашли своё выражение в течении «Живая этика», которое он создал вместе с женой Еленой. В нём сталкиваются древнерусская культура, православие и восточные религии.
Н. Рерих. «Агни Йога», 1928-1930 гг.
«Агни-йога», другое название направления, рассматривает жизнь в цикле бесконечных распадов и возрождений. Вселенная для Рерихов не имеет начала и конца. Чтобы её постичь, необходимо стремиться к обретению особой энергии Агни. Она и дарует человеку гармонию и покой.
«Живая этика» — сосредоточение многих теоретических, религиозных и философских идей. Течение оказалось популярным и обрело последователей, «Рериховское движение». Оно существовало в Европе с 1920-х годов, а в СССР пришло значительно позже. Если раньше «Живая этика» интересовала только небольшие группы мистиков, то сейчас её считают одной из основ собирательных «нью-эйдж» религий.
Смотрите видео-саммари «Русское искусство», чтобы получить информацию об огромном количестве художников — от Андрея Рублёва до Казимира Малевича. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Он действует до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте.

Точка притяжения

В 1923 году Рерих отправился с экспедицией в Индию. В ней он собрал большое количество культурного и этнографического материала. Его обработка оказалась долгой и плодотворной: это помогло Рериху основать институт гималайских исследований «Урусвати», который расположился в горах Индии.
Н. Рерих. «Нанда-Дэви #27», 1941 год
С 1935 года художник переехал в Индию и жил там до своей смерти. В этот период он написал около тысячи полотен, вдохновлённых культурой страны. За пейзажные серии «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» его прозвали «мастером гор».
Рерих черпал вдохновение и в культуре Японии. О том, как сейчас выглядит японская живопись, читайте в нашем материале:
Особенности современной японской живописи
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО